Школьный музей: новые грани (историко-краеведческий музей им. А. П. Гайдара школы № 20)
Музеи давно перестали быть просто хранителями реликвий с отпечатками времени.
Конечно, их главная суть – связь веков и поколений – остаётся прежней, а вот оболочка в стремительном потоке жизни меняется. Потому что взгляды юных требуют перемен.
Историко-краеведческий музей имени А. П. Гайдара школы № 20 потребовал перезагрузки, и кнопка старта уже запущена.
Дорогами Гайдара
Идея создания школьного музея принадлежит директору музея милиции Николаю Чумикову. Именно он задал ему «гайдаровское направление», предложив взять за основу жизнь и творчество советского писателя. Аркадий Гайдар побывал в наших краях в 1921 году, являясь руководителем отряда чрезвычайного назначения по борьбе с бандитизмом, в который входили и белоречане.
– Предложение получило горячий отклик у детей и учителей, и в 1983 году было решено: музею быть! – рассказывает его нынешний руководитель, учитель географии Дмитрий Пермяков. – Его возглавила Галина Вежбинская. Вместе с ребятами она организовала поездки в места боевой славы Гайдара, они побывали на его родине, в Арзамасе, на могиле писателя в Каневе, присутствовали на гайдаровских чтениях в Москве, общались с современниками, в том числе и с теми жителями нашего города, кто входил в состав его отряда.
Активная поисково-исследовательская работа оживила музей, здесь появились первые экспонаты: фотографии, альбомы с путевыми заметками, тематические стенды, отражающие значимые этапы жизни писателя. В 1985 году был открыт памятник Аркадию Гайдару, а музею присвоено его имя.
О крае родном
В 90-е годы руководителем музея стала учитель истории Антонина Безумнова. Тогда основной целью музея стало изучение родного края. Дети исследовали местные достопримечательности, знакомились с деятельностью различных предприятий и их подразделений — Белорецкого металлургического и Учалинского горно-обогатительного комбинатов, Пугачёвского карьера, ходили в дальние походы.
Экспонаты школьного музея стали более осязаемыми, в частности, в фонде появились старинные предметы быта, которые могли наглядно рассказать о страницах истории простых людей.
Уровень музея был достаточно высоким. Он был сертифицирован и зарегистрирован в едином реестре школьных музеев.
Внимание: перезагрузка!
Годы шли, а облик историко-краеведческого центра «двадцатки» оставался прежним. Постепенно он перестал интересовать школьников и, наверное, мог бы стать полузабытым отголоском прошлого. Но в преддверии золотого юбилея школы руководство решило: чтобы изменить отношение к музею, нужны перемены в нём самом.
– Прежде всего мы акцентировали внимание на внешности музея: сделали ремонт, поменяли интерьер, создали удобную систему хранения, – говорит заместитель директора по воспитательной работе Ольга Миронова. – Чтобы освободить пространство для новых экспозиций, оцифровали огромное количество информации. Для показа фильмов и слайдов появились экран, проектор, ноутбук. В будущем планируем расширить интерактивную базу: приобрести специальное программное обеспечение для планшетов и смартфонов, которое позволит музею выйти на новый уровень и говорить с детьми на современном языке гаджетов и технических возможностей.
В «перезагрузке» музея активное участие принимали школьники: они помогали не только словом, но и делом. Ученики 11 класса Рамазан Гайсин и Данил Мансуров превратили множество пыльных страниц в структурированную информацию на электронных носителях.
– Вхожу в состав совета музея, и хотелось что-то сделать для того, чтобы подарить ему новую жизнь, – отмечает Рамазан. – Мы приходили туда, аккуратно снимали с плакатов фотографии, листали работы, написанные нашими предшественниками, и оцифровывали их. Было ощущение, что мы прикасаемся к прошлому, но не разрушаем его, а лишь делаем удобнее для поиска и восприятия, ближе и понятнее для нас.
– Люблю историю, и музеи для меня много значат, – добавляет Данил. – Но иногда хочется добавить в них нотку современности, открыть другие возможности. Рад, что был причастен к этому. Школьный музей – это особый мир. Он позволяет глубже познакомиться с жизнью Аркадия Гайдара, узнать историю города и нашей школы. А это не менее важно, чем знать историю своей семьи.
Детище детей
Обновлённый музей стал активным компонентом образовательного процесса. Сейчас, в юбилейный год, здесь проводятся не только экскурсии, но и демонстрируются фильмы о жизни школы, проводятся музейные уроки, многие из которых разработаны на основе исследовательских работ, подготовленных ребятами к золотой дате.
Для конкурса «Пишем историю школы вместе» десятиклассницы Владислава Проскурина и Екатерина Яценко решили рассказать о Караме Залалове — первом директоре двадцатой.
– Жизнь школы – огромное поле для изучения. Мы решили обратиться к истокам и рассказать ребятам о первом руководителе, да и самим было интересно познакомиться с его биографией, – делится Владислава. – Информацию мы собирали буквально по крупицам, но считаю, что справились и представили достойный результат.
– Мы изучали музейные материалы, интернет-сайты, встречались с Илгизом Сафиевичем Тляубаевым, который был лично знаком с Карамом Галеевичем, обращались в другие школы, – присоединяется Екатерина. – Думаю, это значимый вклад для нашего музея, который я очень люблю. Особенно мне нравится рассматривать лица на фотографиях и узнавать во вчерашних учениках наших учителей – это удивительное путешествие во времени!
– Признаюсь, что совсем недавно здесь было довольно скучно, но перемены пошли музею на пользу, – добавляет Владислава. – Актуальные экспозиции посвящены истории школы, и мы с интересом окунаемся в её атмосферу. Приятно осознавать, что музей долгие годы создавался руками детей, наших предшественников, а мы продолжаем их дело.
Юбилейная экспозиция отправляет в прошлое, знакомя с первыми учителями и учениками, письмами выпускников из капсулы времени, рассказывает о достижениях и традициях: золотых медалистах и ребятах, удостоенных почётного школьного звания «Золотой снегирь», успешных спортсменах, творческих коллективах и, конечно, о кадетском братстве. Даже будущему здесь нашлось место: ученики реализовали в проектах свои мечты о том, какой станет «двадцатка» через много лет. И музей там обязательно будет – современный, интерактивный, интересный.
Письмо выпускников из капсулы времени
… Сейчас 1985 год, очень напряжённый. Главы правительств капиталистических стран раздувают гонку вооружений и хотят перенести её в космос, создают новые типы смертоносных оружий, совершают агрессивные вылазки против развивающихся стран Лат. Америки, Африки, Ближнего Востока. Но силы мира им не сломить, потому что за мир стоят все миролюбивые страны во главе с Советским Союзом.
Наша школа также принимает активное участие в деле упрочения мира.
Мы передаём эстафету вам, выпускникам 2000 года.
В этом году в школе проходили знаменательные для нас события: открытие 29 октября памятника Гайдару, праздник улицы Точисского, ярмарки мира. И вы не жалейте сил и энергии в борьбе за мир! Мы хотим, чтобы наша Земля стала ещё краше и прекрасней и люди жили счастливо, без войны. Передавайте свой опыт младшему поколению.
Поздравляем вас с окончанием средней школы!
Счастливого пути!
Выпускники 1985 г. 10 «А», 10 «Б».
Источник:
Пермяков, Д. Школьный музей: новые грани : [беседа с руководителем историко-краеведческого музея имени А. П. Гайдара школы № 20 Д. Пермяковым, заместителем директора по воспитательной работе О. Мироновой и учениками Р. Гайсиным, Д. Мансуровым, В. Проскуриной и Е. Яценко / записала О. Королева] / Д. Пермяков, О. Миронова, Р. Гайсин [и др.]. – Текст : непосредственный // Металлург. – 2021. –
№ 15. – С. 10.