Белорецкое хуторское казачье общество

Казак без коня, что воин без ружья

Что сегодня значит быть казаком? Вопрос не праздный, потому как многие нынче ходят в казачьей форме и поют казачьи песни.

Признаться, когда в стране в начале девяностых прошлого столетия началось возрождение казачества, то многие, в том числе и я, относились к этому с недоумением: казалось, что это архаизм, пережиток прошлого. Люди в папахах на улице вызывали усмешку.

Поначалу во многом это было справедливым отношением, ведь зачастую новоявленные казаки, кроме папахи, ничем похвастать не могли. Помню, один такой ценитель казачьей культуры, который даже в жару не снимал с головы кубанку, рассказывал мне, как однажды на площади кто-то крикнул ему вслед: «Эй, казак, а где твой конь?» Он страшно обижался, встречая такое непонимание, утверждая, что казачество – это в первую очередь дух.

Я аккуратно возражал ему, говоря, что нельзя быть казаком лишь по духу, если при этом игнорируется сам образ казачьей жизни. Что это за казак, если он не служил в армии, не знает основ владения оружием, живет жизнью обычного среднестатистического обывателя? Что толку от такого «духа», если он никак не сопрягается с умением, практикой и внутренней самобытностью.

Есть и другое толкование, которое любители ходить в казачьей форме предлагают в свое оправдание: дескать, если их далекие предки были казаками, значит, и они, их отпрыски, тоже могут считать себя таковыми. Но родовая приверженность тут вряд ли уместна. Почему? Приведу пример: мои предки — заводские крестьяне, которых пригнали в эти края из калужских земель. Могу ли я считать себя потомственным металлургом «по духу», если мои знания о производстве металла не выходят за рамки школьных экскурсий?

Одним словом, вокруг этой темы было в свое время много споров. Сегодня они приутихли, потом что стали появляться казаки, которые это звание, а это именно звание, носят не просто по родству или «по духу», а по праву.

На его голове – что-то вроде тюбетейки. Только на верхней части у нее – православный крест.

– Это тафья, – объясняет Сергей. – Старинный казачий головной убор.

Мы приехали явно не вовремя: у Сергея Дятлова много работы по хозяйству. Одних только лошадей у него девятнадцать голов! В основном это полукровные рысаки и «башкирки».

– Лучше башкирской породы просто нет, – утверждает Сергей. – Они выносливые, смирные, неприхотливые и затрат больших не требуют.
Сергей достраивает дом в селе Железнодорожный. Около изгороди стоит Малыш. Это жеребец-тяжеловоз, которого Сергей приобрел для улучшения породы своих «башкирок».

– Малыш, он добрый, – говорит хозяин, глядя на своего жеребца. – Любого к себе подпускает.

Сергей казак до мозга костей. Одно время из-за определенных сложностей ему пришлось отказаться от поголовья лошадей, но…

– Долго без них я не выдержал, – рассказывает он.

Любит казак, чтобы во дворе висели хомут и седло, а в сарае стояли лошади. К ним можно во время отдыха приходить и разговаривать. Лошади прекрасные слушатели, в отличие от людей.

Белорецкое хуторское казачье общество
С. Дятлов с сыном Гордеем

Лошадники все одинаковы. Общаюсь с Сергеем и вспоминаю одного конюха из кагинской конефермы, который на полном серьезе утверждал, что лошадь, мол, она тоже человек, только говорить не может. Причем слово «человек» он протягивал сугубо по-кагински – «ще-еловек».

Рассказываю Сергею о своем бледном опыте верховой езды. Однажды в Ассах я выпросил разрешение у местного коневода покататься на его лошади по имени Гуля. Я с трудом на нее взобрался и вежливо сказал «но»… Гуля лишь пошевелила ушами. Она игнорировала меня демонстративно и ярко, совершенно не слушаясь моих команд и не обращая внимания на узду, которую я беспрестанно дергал. Лошадка быстро смекнула, что на ней сидит «чайник», и пошла себе пастись на полянку. Хозяин лошади прозвал меня «кавалеристом».

– Они умные, — ухмыляется Сергей. — Сразу распознают человека. Которая лошадь сразу подчиняется, а которая будет испытывать седока.

А вообще, любого человека можно быстро научить основам верховой езды, если, конечно, лошадь податлива, – уточняет казак.

Сергей называет имена своих лошадей:

– Майка, Забота, Милка, Инесса, Дочка…

Он перечисляет дальше и добавляет:

– У каждой свой норов! Мой Орлик сейчас где-то за бугром пасется, – показывает в сторону ближайшей горы.

Скоро Сергей окончательно исполнит известную жизненную формулу, которая гласит, что каждый человек на этой земле должен построить дом, посадить дерево и родить сына. Более того, он в определенной части уже перевыполнил норму.

У ворот стоит старенькая машина, в двигателе которой копаются Богдан, Гриша и Игнат. Это сыновья Сергея. Всего их у него шестеро. Ещё есть Георгий (в этот день ушел с конной группой на Иремель), Глеб (он был на работе), Гордей и дочь Ольга (она живет отдельно и является самой старшей в этой казачьей семье). Имена своим детям Сергей и его супруга Антонина дают по святцам.

Недалеко на полянке весело и даже лихо гарцует Гордей на своем Аргамаке. Это тот самый Гордей, который на недавнем Сабантуе взял приз на скачках. Дятловы — все заядлые лошадники, от мала до велика. Они, наверное, даже разговаривать научились позже, чем ездить верхом.

– У каждого сына – своя лошадь, – гордо произносит Сергей. – Они с трех лет в седле. Даже внучка!

Сергей откровенно недоумевает, когда слышит жалобы людей на трудную жизнь. В семье, мол, один ребенок, от силы два, а они всё стонут и стонут… У него семеро детей, и он считает себя самым богатым на этой земле.

– Они все мои помощники, – произносит и глядит в сторону Гордея, который, спешившись, ведет под уздцы Аргамака в нашу сторону.

– Здравствуйте! – весело произносит парень, солнечно улыбаясь.

Аргамак смотрит настороженно.

– Он чужих к себе не подпускает, – предупреждает Гордей, когда я пытаюсь погладить жеребца.

Аргамак – смесь рысистой породы и чистокровной верховой. Казаки, кстати, чистокровок зовут почему-то «чекушками»…

– У него характер – огонь, – рассказывает Гордей о Аргамаке. – Очень горячий! Но мы с ним понимаем друг друга.

– Если на него чужак сядет, что будет? – спрашиваю я.

– Он встанет намертво и даже от дома не отойдет, – ухмыляется восемнадцатилетний казачок.

Спрашиваю его о прошедших скачках на Сабантуе. Гордей был участником «байги», так называется самая престижная и длинная дистанция.

– Во время байги дождь начался, – рассказывает Гордей. – Скользко было скакать.

Аргамак недовольно трясет головой, как бы соглашаясь со своим хозяином.

– Я вторым пришел, – продолжает Гордей. – Не успел коня подготовить к скачкам, он на старт встал прямо с травы.

Гордей всегда носит папаху. Многие туристы знают этого веселого казачка, который возглавляет конные туристские группы по различным маршрутам.

– Что главное для казака? – спрашиваю Гордея.

– Главное – это лошадь, – отвечает он, не задумываясь.

Ты о лошадях знаешь все?

– Конечно!

В детстве Гордей неоднократно падал с лошади и даже получал травмы. Но не останавливался в своем настырном порыве стать настоящим наездником.

– Когда байгу скачешь, главное – это распределить силы лошади на все круги, чтобы не сжечь её, – продолжает он рассказ о скачках. – Я своего Аргамака восемь кругов держал, притормаживал. И когда в тройку встал, пустил его на полный ход.

Спрашиваю Гордея, мечтает ли он, например, об автомобиле?

– Может быть, и куплю к осени, – отвечает он.

А потом добавляет, как бы извиняясь:

– Хотя лошадь ничто не заменит.

В следующем году на Сабантуе он обязательно победит на своем любимом Аргамаке. Он говорит об этом вполне утвердительно. Впрочем, как человек верующий (казак не может быть неверующим!), он вставляет:

– Дай Бог!

А потом лихо по-казачьи добавляет:

– Подготовлю Аргамака, и он обязательно выстрелит!

Источник:
Дятлов, С. Казак без коня, что воин без ружья : [беседа с казаком из с. Железнодорожный С. Дятловым и его сыном Гордеем / записал И. Калугин] / С. Дятлов. Г. Дятлов. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2022. – 1 июля. – С. 12.

Собрались казаки в храме

В этот день в Свято-Троицкой церкви было особенно торжественно. Во-первых, отмечали праздник — день Николы Зимнего, и народу собралось, как на Пасху.

Во-вторых, сегодня здесь намечено провести принятие присяги казачьим атаманом. Его избрали большинством голосов или, выражаясь казачьим наречием, «на кругу».

Белорецкое хуторское казачье общество
новое казачье общество имени генерала П. Бакланова

Новое казачье сообщество в нашем городе носит имя генерала царских времен Петра Бакланова. Его называли грозой горцев. Личность была действительно просто героической.

Атаманом нового казачьего общества стал Алексей Сенченко. Молодой человек с прямым взглядом и таким же умением говорить правду в лицо. Это не моя характеристика: так о нём отзываются сами казаки.

– Чем вызвано создание ещё одного общества казаков в городе? – спрашиваю атамана после церковной службы, когда идёт приготовление к принятию присяги под звон колоколов.

Белорецкое хуторское казачье общество
принятие присяги атаманом нового казачьего общества им. П. Бакланова А. Сенченко

– Мы стоим за веру православную, и это главная наша задача. Никакой политики!

Тему продолжает гость белорецких казаков, атаман Верхнеуральского хуторского казачьего общества хутор Верхнеяицкий Андрей Никифоров:

– Конечно, разделение сообществ само по себе – не очень хорошая тенденция, но существуют разные взгляды на казачью жизнь. Для нас главной является православная вера. Мы стараемся от политики держаться подальше. Хотя зачастую сама политика лезет к нам, – сожалеет атаман.

Казаков и правда часто втягивают в политические игры, до сих пор пытаются разделить на «белых» и «красных». И самое неприятное явление – это когда в казачьи умы ввергаются коллаборационистские идеи. Что вы хотите, если таких персонажей, как Краснов и Власов некоторые российские деятели, почему-то считающие себя казаками, стали признавать национальными героями! А одному из этих предателей где-то на юге страны (чуть ли не на огороде!) поставили памятник… Впрочем, может это и правильно: пусть «памятник» послужит пугалом для ворон…

– Каковы ваши основные планы после того, как вы станете полноправным атаманом, приняв присягу? – спрашиваю у Алексея Сенченко.

– Мы готовимся к предстоящему Рождеству Христову, собираемся проводить выездные акции по отдаленным деревням Белоречья, где нет своих церквей. Один выезд мы уже осуществили.

Атаман поясняет суть таких мероприятий. Все просто: где-нибудь в глухой деревеньке устанавливается большая полевая палатка-церковь, приглашаются местные жители на молебен, который проводит священник, прибывший с казаками. Это настоящая миссионерская акция. Огромное число людей, особенно пожилых, сегодня не могут участвовать в церковных службах, потому что живут на окраинах, туда автобусы давно не ходят, да и раньше их там нечасто видали… Как, к примеру, старичкам и старушкам выбираться из далекой Зигазы? Кстати, идея выездных молебнов принадлежит настоятелю Свято-Троицкого храма отцу Василию Шакину. Он является духовником нового казачьего общества.

О других планах атаман пока не говорил, потому что казачье общество имени Петра Бакланова ещё очень молодое. Оно входит в состав уфимо-табынского отделения Оренбургского казачьего войска.

– Летом на первом учредительном кругу нас было всего семеро, – рассказывает он. – Потом состоялся второй круг, пришли четырнадцать казаков. Сегодня в обществе уже двадцать один человек.

– Кто может стать казаком? Только ли те, кто имеют родовые корни? И есть ли возрастной ценз?

– Моя мама с Кубани, она казачка, отец с Украины, и он тоже имеет казачьи корни. Но родовое начало не является главным. Вступить в казачье общество может любой человек, независимо от возраста, если он любит казачью культуру, изучает её, если стремится стать настоящим казаком и жить честно, по заповедям Божьим. Повторюсь, главное – это православная вера. Каждому, кто хочет стать казаком, назначается испытательный срок на полгода, – уточнил атаман.

Белорецкое хуторское казачье общество
принятие в казаки К. Проскуры

19 декабря, в день святителя Николая Чудотворца, кроме принятия присяги атаманом, свою казачью клятву готовится принести и Константин Проскура. Ему тридцать один год, он сын казака Олега Проскура, известного многим в городе замечательного наездника и тренера по верховой езде.

– Я потомственный казак, но долгое время тянул с присягой, потому что до этого надо было дорасти. Понимаете, нельзя стать казаком, всего лишь надев форму…

– Какие качества должны быть главными у казака?

– Вера! – ответил молодой человек.

Перед принятием присяги один из казаков зачитывает кодекс казачьей чести. Лично мне понравился пункт, который звучит примерно так: уважать национальные чувства и культуру всех народов, но свято чтить свои национальные традиции, не позволять оскорблять и унижать русскую нацию и другие славянские народы.

Это очень важная составляющая казачьего движения. Увы, мы давно пришли к грустной действительности, когда само понятие «русский» стало жупелом (чем-то пугающим, внушающим ужас, страх) для многих, а если кто-то из русских позволит себе говорить о национальных проблемах своего народа, то запросто может получить ярлык «шовиниста» с прибавкой «великодержавный»…

А ещё у нас в последнее время модным стало такое изречение: «В России живут не только русские!» Всё так. Но русские в России живут тоже и при этом были и остаются двигателем многих исторических свершений, нравится кому-то это или нет. И часто отдают гораздо больше, чем получают сами…

Константин Проскура зачитывает текст присяги, где говорится о чести и доблести казака. Он, опустившись на колено, целует крест, Евангелие и затем знамя казачьего общества.

Присяга атамана Алексея Сенченко выглядит более торжественно. Он выходит в центр храма, распростерши руки, за которые его держат два казака.

– Православный ли он, браты? – слышится возглас из казачьего круга.

Казаки распахивают атаману китель и показывают нательный крест.

– Любо! – возглашают все.

После принятия присяги атаманом все направились в строящийся кафедральный Никольский собор, где состоялся торжественный молебен в честь праздника Николы Зимнего.

Источник:
Сенченко, А. Собрались казаки в храме : [А. Сенченко избрали атаманом нового казачьего общества имени П. Бакланова. Беседа с казаками А. Сенченко, А. Никифоровым, К. Проскурой / записал И. Калугин] / А. Сенченко, А. Никифоров, О. Проскура. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2021. – 21 декабря. – С. 5.

Возрождая и преумножая казачью славу

Хуторское казачье общество появилось в Белорецке чуть меньше десяти лет назад, став частью Оренбургского казачьего войска. И коль уж казаки играют немалую роль в истории нашей страны, в канун празднования Дня России мы пообщались с недавно избранным атаманом Белорецкого хуторского казачьего общества Андреем Копьёвым (напомним, что атамана Валерия Чернова не стало зимой нынешнего года).

– Вы правильно заметили, что недавно избранным атаманом, – начинает разговор Андрей. – Атаман – должность выборная. Раньше избирали на три года, и занимать эту должность можно было три срока. Теперь же выбирают на пять лет, но можно быть на посту лишь два срока. Вот так недавно на круге и меня избрали атаманом нашего общества. Буду стараться работать, чтобы оправдать доверие казаков, сохранить и преумножить наши славные традиции.

Белорецкое хуторское казачье общество
Белорецкое хуторское казачье общество

– Это и есть основное направление вашей деятельности?

– Можно сказать и так. Главное, что мы хотим – это возродить, сохранить и преумножить традиции, обычаи, славу казачью. Мы относимся к Оренбургскому казачьему войску, которое, кстати, было практически полностью истреблено в 20-е годы прошлого века. И такая участь постигла многих казаков, шёл буквально геноцид. Теперь же во многих регионах нашей страны казачество возрождается. И это наша основная цель. Казак должен знать историю, овладеть шашкой, оседлать коня, выучить заповеди. Без веры нет казака.

– Вы сказали, что около века назад казаков практически истребили. Кто же сейчас возрождает былую славу? Кто может стать казаком?

– Верно. Есть казаки родовые (потомственные), и их очень мало, а есть казаки вёрстаные. Так вот вёрстаным может стать любой желающий, кому по духу казачья жизнь, наши традиции, обычаи, кто верует в Бога и готов помогать ближним своим. Есть ведь среди нас и те, у кого деды, прадеды были казаками. Кто-то этим гордится, кто-то и вспоминать не хочет. Это спорный вопрос и личное дело каждого. Отмечу только, что казачье общество – не простая общественная организация. Мы присягаем перед Богом на служение Отчизне, поэтому вступать в наши ряды нужно осознанно. Здесь нельзя жить по принципу «хочу – не хочу, буду – не буду», хотя мы и с такими людьми сталкивались. Но, насильно мил не будешь. Как говорится, со сменой власти и жизнь меняется, — рассуждает атаман.

– В Белорецком хуторском казачьем обществе немало и ребятишек. С малых лет приучаете?

– Да, большую работу проводим как со взрослыми, так и с детьми. Нам идут навстречу и помогают владельцы баз отдыха «Арский камень» и «Купец», где проводим занятия по верховой езде, джигитовке, фланкировке, рубке шашкой. С детьми на лошадях занимается Олег Проскура. Фланкировкой – Алексей Богомолов, Александр Гумеров, Рафаэль Галиуллин, – продолжает Андрей Копьёв. – Ребятишки у нас умные, воспитанные, дисциплинированные, схватывают всё на лету. Через несколько занятий они уже уверенно владеют шашкой (учебной) и надежно держатся в седле. Пока одни заняты с лошадьми, другие оттачивают мастерство владения оружием или нагайкой, изучают традиции и обычаи. Чтобы проверить свои силы, знания и навыки проводим различные фестивали и праздники, а также начинаем выезжать на региональные конкурсы. Недавно побывали в Агаповке и даже заняли призовые места. На фестивале казачьей культуры «Злата-горка», проходившем в минувшие выходные в Златоусте, наш казак Андрей Филатов занял третье место в соревнованиях по рубке шашкой «Казарла».

– Духовно-нравственное и эстетическое воспитание занимает большую роль в жизни казака?

– Это так. Мы много внимания уделяем этой стороне жизни. У нас хорошие отношения с Белорецким благочинием и отцом Василием. Оказываем посильную помощь в строительстве Свято-Никольского храма. Проводили мероприятия совместно с воскресной школой. Наладили контакт и с Верхним Авзяном, где действует кадетский корпус, который курирует сызранское казачество. Там большую работу ведёт отец Борис. Руководитель Центра туризма Олег Ручушкин тоже организовал кадетский корпус и активно занимается с детьми. В мае провели большой праздник на турбазе «Арский камень» – День святого Георгия Победоносца и в честь 445-летия образования Оренбургского казачьего войска, чьим покровителем и считается этот святой. Наши казаки продемонстрировали мастерство джигитовки и рубки шашкой. – Ну и какой казак без песни удалой…

– Верно! Атаман Валерий Чернов, так рано ушедший в мир иной, создал прекрасный фольклорный ансамбль «Раздолье». С его уходом коллектив не распался, а лишь крепчает и продолжает традиции. Кстати, ансамбль сейчас относится к Тирлянскому дому культуры, выезжает на фестивали и конкурсы. В общем, живёт насыщенной жизнью.

– Можно сказать, что вы охватываете все стороны жизни и воспитания?

– А как же без этого. Казаки – те же люди, только взгляды на жизнь немного другие и сам образ жизни чуть отличается. А в остальном… Мы работаем, воспитываем детей, встречаемся, решаем насущные вопросы, организовываем мероприятия, походы, выезды. Мне удалось удачно совместить свой военно-патриотический клуб «Выстрел» и казачество. Наши ряды пополняют новые люди, а это значит, что будут новые идеи, предложения. И мы будем жить!

Пользуясь случаем, поздравляю белоречан с Днём России! Желаю крепкого здоровья, благополучия, согласия и мирного неба.

Источник:
Копьев, А. Возрождая и преумножая казачью славу : [беседа с недавно избранным атаманом Белорецкого хуторского казачьего общества А. Копьевым / записала Н. Борисевич] / А. Копьев. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2019. – 11 июня. – С. 4.