Белорецкое хуторское казачье общество
Казак без коня, что воин без ружья
Что сегодня значит быть казаком? Вопрос не праздный, потому как многие нынче ходят в казачьей форме и поют казачьи песни.
Признаться, когда в стране в начале девяностых прошлого столетия началось возрождение казачества, то многие, в том числе и я, относились к этому с недоумением: казалось, что это архаизм, пережиток прошлого. Люди в папахах на улице вызывали усмешку.
Поначалу во многом это было справедливым отношением, ведь зачастую новоявленные казаки, кроме папахи, ничем похвастать не могли. Помню, один такой ценитель казачьей культуры, который даже в жару не снимал с головы кубанку, рассказывал мне, как однажды на площади кто-то крикнул ему вслед: «Эй, казак, а где твой конь?» Он страшно обижался, встречая такое непонимание, утверждая, что казачество – это в первую очередь дух.
Я аккуратно возражал ему, говоря, что нельзя быть казаком лишь по духу, если при этом игнорируется сам образ казачьей жизни. Что это за казак, если он не служил в армии, не знает основ владения оружием, живет жизнью обычного среднестатистического обывателя? Что толку от такого «духа», если он никак не сопрягается с умением, практикой и внутренней самобытностью.
Есть и другое толкование, которое любители ходить в казачьей форме предлагают в свое оправдание: дескать, если их далекие предки были казаками, значит, и они, их отпрыски, тоже могут считать себя таковыми. Но родовая приверженность тут вряд ли уместна. Почему? Приведу пример: мои предки — заводские крестьяне, которых пригнали в эти края из калужских земель. Могу ли я считать себя потомственным металлургом «по духу», если мои знания о производстве металла не выходят за рамки школьных экскурсий?
Одним словом, вокруг этой темы было в свое время много споров. Сегодня они приутихли, потом что стали появляться казаки, которые это звание, а это именно звание, носят не просто по родству или «по духу», а по праву.
На его голове – что-то вроде тюбетейки. Только на верхней части у нее – православный крест.
– Это тафья, – объясняет Сергей. – Старинный казачий головной убор.
Мы приехали явно не вовремя: у Сергея Дятлова много работы по хозяйству. Одних только лошадей у него девятнадцать голов! В основном это полукровные рысаки и «башкирки».
– Лучше башкирской породы просто нет, – утверждает Сергей. – Они выносливые, смирные, неприхотливые и затрат больших не требуют.
Сергей достраивает дом в селе Железнодорожный. Около изгороди стоит Малыш. Это жеребец-тяжеловоз, которого Сергей приобрел для улучшения породы своих «башкирок».
– Малыш, он добрый, – говорит хозяин, глядя на своего жеребца. – Любого к себе подпускает.
Сергей казак до мозга костей. Одно время из-за определенных сложностей ему пришлось отказаться от поголовья лошадей, но…
– Долго без них я не выдержал, – рассказывает он.
Любит казак, чтобы во дворе висели хомут и седло, а в сарае стояли лошади. К ним можно во время отдыха приходить и разговаривать. Лошади прекрасные слушатели, в отличие от людей.
Лошадники все одинаковы. Общаюсь с Сергеем и вспоминаю одного конюха из кагинской конефермы, который на полном серьезе утверждал, что лошадь, мол, она тоже человек, только говорить не может. Причем слово «человек» он протягивал сугубо по-кагински – «ще-еловек».
Рассказываю Сергею о своем бледном опыте верховой езды. Однажды в Ассах я выпросил разрешение у местного коневода покататься на его лошади по имени Гуля. Я с трудом на нее взобрался и вежливо сказал «но»… Гуля лишь пошевелила ушами. Она игнорировала меня демонстративно и ярко, совершенно не слушаясь моих команд и не обращая внимания на узду, которую я беспрестанно дергал. Лошадка быстро смекнула, что на ней сидит «чайник», и пошла себе пастись на полянку. Хозяин лошади прозвал меня «кавалеристом».
– Они умные, — ухмыляется Сергей. — Сразу распознают человека. Которая лошадь сразу подчиняется, а которая будет испытывать седока.
А вообще, любого человека можно быстро научить основам верховой езды, если, конечно, лошадь податлива, – уточняет казак.
Сергей называет имена своих лошадей:
– Майка, Забота, Милка, Инесса, Дочка…
Он перечисляет дальше и добавляет:
– У каждой свой норов! Мой Орлик сейчас где-то за бугром пасется, – показывает в сторону ближайшей горы.
Скоро Сергей окончательно исполнит известную жизненную формулу, которая гласит, что каждый человек на этой земле должен построить дом, посадить дерево и родить сына. Более того, он в определенной части уже перевыполнил норму.
У ворот стоит старенькая машина, в двигателе которой копаются Богдан, Гриша и Игнат. Это сыновья Сергея. Всего их у него шестеро. Ещё есть Георгий (в этот день ушел с конной группой на Иремель), Глеб (он был на работе), Гордей и дочь Ольга (она живет отдельно и является самой старшей в этой казачьей семье). Имена своим детям Сергей и его супруга Антонина дают по святцам.
Недалеко на полянке весело и даже лихо гарцует Гордей на своем Аргамаке. Это тот самый Гордей, который на недавнем Сабантуе взял приз на скачках. Дятловы — все заядлые лошадники, от мала до велика. Они, наверное, даже разговаривать научились позже, чем ездить верхом.
– У каждого сына – своя лошадь, – гордо произносит Сергей. – Они с трех лет в седле. Даже внучка!
Сергей откровенно недоумевает, когда слышит жалобы людей на трудную жизнь. В семье, мол, один ребенок, от силы два, а они всё стонут и стонут… У него семеро детей, и он считает себя самым богатым на этой земле.
– Они все мои помощники, – произносит и глядит в сторону Гордея, который, спешившись, ведет под уздцы Аргамака в нашу сторону.
– Здравствуйте! – весело произносит парень, солнечно улыбаясь.
Аргамак смотрит настороженно.
– Он чужих к себе не подпускает, – предупреждает Гордей, когда я пытаюсь погладить жеребца.
Аргамак – смесь рысистой породы и чистокровной верховой. Казаки, кстати, чистокровок зовут почему-то «чекушками»…
– У него характер – огонь, – рассказывает Гордей о Аргамаке. – Очень горячий! Но мы с ним понимаем друг друга.
– Если на него чужак сядет, что будет? – спрашиваю я.
– Он встанет намертво и даже от дома не отойдет, – ухмыляется восемнадцатилетний казачок.
Спрашиваю его о прошедших скачках на Сабантуе. Гордей был участником «байги», так называется самая престижная и длинная дистанция.
– Во время байги дождь начался, – рассказывает Гордей. – Скользко было скакать.
Аргамак недовольно трясет головой, как бы соглашаясь со своим хозяином.
– Я вторым пришел, – продолжает Гордей. – Не успел коня подготовить к скачкам, он на старт встал прямо с травы.
Гордей всегда носит папаху. Многие туристы знают этого веселого казачка, который возглавляет конные туристские группы по различным маршрутам.
– Что главное для казака? – спрашиваю Гордея.
– Главное – это лошадь, – отвечает он, не задумываясь.
Ты о лошадях знаешь все?
– Конечно!
В детстве Гордей неоднократно падал с лошади и даже получал травмы. Но не останавливался в своем настырном порыве стать настоящим наездником.
– Когда байгу скачешь, главное – это распределить силы лошади на все круги, чтобы не сжечь её, – продолжает он рассказ о скачках. – Я своего Аргамака восемь кругов держал, притормаживал. И когда в тройку встал, пустил его на полный ход.
Спрашиваю Гордея, мечтает ли он, например, об автомобиле?
– Может быть, и куплю к осени, – отвечает он.
А потом добавляет, как бы извиняясь:
– Хотя лошадь ничто не заменит.
В следующем году на Сабантуе он обязательно победит на своем любимом Аргамаке. Он говорит об этом вполне утвердительно. Впрочем, как человек верующий (казак не может быть неверующим!), он вставляет:
– Дай Бог!
А потом лихо по-казачьи добавляет:
– Подготовлю Аргамака, и он обязательно выстрелит!
Источник:
Дятлов, С. Казак без коня, что воин без ружья : [беседа с казаком из с. Железнодорожный С. Дятловым и его сыном Гордеем / записал И. Калугин] / С. Дятлов. Г. Дятлов. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2022. – 1 июля. – С. 12.
Собрались казаки в храме
В этот день в Свято-Троицкой церкви было особенно торжественно. Во-первых, отмечали праздник — день Николы Зимнего, и народу собралось, как на Пасху.
Во-вторых, сегодня здесь намечено провести принятие присяги казачьим атаманом. Его избрали большинством голосов или, выражаясь казачьим наречием, «на кругу».
Новое казачье сообщество в нашем городе носит имя генерала царских времен Петра Бакланова. Его называли грозой горцев. Личность была действительно просто героической.
Атаманом нового казачьего общества стал Алексей Сенченко. Молодой человек с прямым взглядом и таким же умением говорить правду в лицо. Это не моя характеристика: так о нём отзываются сами казаки.
– Чем вызвано создание ещё одного общества казаков в городе? – спрашиваю атамана после церковной службы, когда идёт приготовление к принятию присяги под звон колоколов.
– Мы стоим за веру православную, и это главная наша задача. Никакой политики!
Тему продолжает гость белорецких казаков, атаман Верхнеуральского хуторского казачьего общества хутор Верхнеяицкий Андрей Никифоров:
– Конечно, разделение сообществ само по себе – не очень хорошая тенденция, но существуют разные взгляды на казачью жизнь. Для нас главной является православная вера. Мы стараемся от политики держаться подальше. Хотя зачастую сама политика лезет к нам, – сожалеет атаман.
Казаков и правда часто втягивают в политические игры, до сих пор пытаются разделить на «белых» и «красных». И самое неприятное явление – это когда в казачьи умы ввергаются коллаборационистские идеи. Что вы хотите, если таких персонажей, как Краснов и Власов некоторые российские деятели, почему-то считающие себя казаками, стали признавать национальными героями! А одному из этих предателей где-то на юге страны (чуть ли не на огороде!) поставили памятник… Впрочем, может это и правильно: пусть «памятник» послужит пугалом для ворон…
– Каковы ваши основные планы после того, как вы станете полноправным атаманом, приняв присягу? – спрашиваю у Алексея Сенченко.
– Мы готовимся к предстоящему Рождеству Христову, собираемся проводить выездные акции по отдаленным деревням Белоречья, где нет своих церквей. Один выезд мы уже осуществили.
Атаман поясняет суть таких мероприятий. Все просто: где-нибудь в глухой деревеньке устанавливается большая полевая палатка-церковь, приглашаются местные жители на молебен, который проводит священник, прибывший с казаками. Это настоящая миссионерская акция. Огромное число людей, особенно пожилых, сегодня не могут участвовать в церковных службах, потому что живут на окраинах, туда автобусы давно не ходят, да и раньше их там нечасто видали… Как, к примеру, старичкам и старушкам выбираться из далекой Зигазы? Кстати, идея выездных молебнов принадлежит настоятелю Свято-Троицкого храма отцу Василию Шакину. Он является духовником нового казачьего общества.
О других планах атаман пока не говорил, потому что казачье общество имени Петра Бакланова ещё очень молодое. Оно входит в состав уфимо-табынского отделения Оренбургского казачьего войска.
– Летом на первом учредительном кругу нас было всего семеро, – рассказывает он. – Потом состоялся второй круг, пришли четырнадцать казаков. Сегодня в обществе уже двадцать один человек.
– Кто может стать казаком? Только ли те, кто имеют родовые корни? И есть ли возрастной ценз?
– Моя мама с Кубани, она казачка, отец с Украины, и он тоже имеет казачьи корни. Но родовое начало не является главным. Вступить в казачье общество может любой человек, независимо от возраста, если он любит казачью культуру, изучает её, если стремится стать настоящим казаком и жить честно, по заповедям Божьим. Повторюсь, главное – это православная вера. Каждому, кто хочет стать казаком, назначается испытательный срок на полгода, – уточнил атаман.
19 декабря, в день святителя Николая Чудотворца, кроме принятия присяги атаманом, свою казачью клятву готовится принести и Константин Проскура. Ему тридцать один год, он сын казака Олега Проскура, известного многим в городе замечательного наездника и тренера по верховой езде.
– Я потомственный казак, но долгое время тянул с присягой, потому что до этого надо было дорасти. Понимаете, нельзя стать казаком, всего лишь надев форму…
– Какие качества должны быть главными у казака?
– Вера! – ответил молодой человек.
Перед принятием присяги один из казаков зачитывает кодекс казачьей чести. Лично мне понравился пункт, который звучит примерно так: уважать национальные чувства и культуру всех народов, но свято чтить свои национальные традиции, не позволять оскорблять и унижать русскую нацию и другие славянские народы.
Это очень важная составляющая казачьего движения. Увы, мы давно пришли к грустной действительности, когда само понятие «русский» стало жупелом (чем-то пугающим, внушающим ужас, страх) для многих, а если кто-то из русских позволит себе говорить о национальных проблемах своего народа, то запросто может получить ярлык «шовиниста» с прибавкой «великодержавный»…
А ещё у нас в последнее время модным стало такое изречение: «В России живут не только русские!» Всё так. Но русские в России живут тоже и при этом были и остаются двигателем многих исторических свершений, нравится кому-то это или нет. И часто отдают гораздо больше, чем получают сами…
Константин Проскура зачитывает текст присяги, где говорится о чести и доблести казака. Он, опустившись на колено, целует крест, Евангелие и затем знамя казачьего общества.
Присяга атамана Алексея Сенченко выглядит более торжественно. Он выходит в центр храма, распростерши руки, за которые его держат два казака.
– Православный ли он, браты? – слышится возглас из казачьего круга.
Казаки распахивают атаману китель и показывают нательный крест.
– Любо! – возглашают все.
После принятия присяги атаманом все направились в строящийся кафедральный Никольский собор, где состоялся торжественный молебен в честь праздника Николы Зимнего.
Источник:
Сенченко, А. Собрались казаки в храме : [А. Сенченко избрали атаманом нового казачьего общества имени П. Бакланова. Беседа с казаками А. Сенченко, А. Никифоровым, К. Проскурой / записал И. Калугин] / А. Сенченко, А. Никифоров, О. Проскура. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2021. – 21 декабря. – С. 5.
Возрождая и преумножая казачью славу
Хуторское казачье общество появилось в Белорецке чуть меньше десяти лет назад, став частью Оренбургского казачьего войска. И коль уж казаки играют немалую роль в истории нашей страны, в канун празднования Дня России мы пообщались с недавно избранным атаманом Белорецкого хуторского казачьего общества Андреем Копьёвым (напомним, что атамана Валерия Чернова не стало зимой нынешнего года).
– Вы правильно заметили, что недавно избранным атаманом, – начинает разговор Андрей. – Атаман – должность выборная. Раньше избирали на три года, и занимать эту должность можно было три срока. Теперь же выбирают на пять лет, но можно быть на посту лишь два срока. Вот так недавно на круге и меня избрали атаманом нашего общества. Буду стараться работать, чтобы оправдать доверие казаков, сохранить и преумножить наши славные традиции.
– Это и есть основное направление вашей деятельности?
– Можно сказать и так. Главное, что мы хотим – это возродить, сохранить и преумножить традиции, обычаи, славу казачью. Мы относимся к Оренбургскому казачьему войску, которое, кстати, было практически полностью истреблено в 20-е годы прошлого века. И такая участь постигла многих казаков, шёл буквально геноцид. Теперь же во многих регионах нашей страны казачество возрождается. И это наша основная цель. Казак должен знать историю, овладеть шашкой, оседлать коня, выучить заповеди. Без веры нет казака.
– Вы сказали, что около века назад казаков практически истребили. Кто же сейчас возрождает былую славу? Кто может стать казаком?
– Верно. Есть казаки родовые (потомственные), и их очень мало, а есть казаки вёрстаные. Так вот вёрстаным может стать любой желающий, кому по духу казачья жизнь, наши традиции, обычаи, кто верует в Бога и готов помогать ближним своим. Есть ведь среди нас и те, у кого деды, прадеды были казаками. Кто-то этим гордится, кто-то и вспоминать не хочет. Это спорный вопрос и личное дело каждого. Отмечу только, что казачье общество – не простая общественная организация. Мы присягаем перед Богом на служение Отчизне, поэтому вступать в наши ряды нужно осознанно. Здесь нельзя жить по принципу «хочу – не хочу, буду – не буду», хотя мы и с такими людьми сталкивались. Но, насильно мил не будешь. Как говорится, со сменой власти и жизнь меняется, — рассуждает атаман.
– В Белорецком хуторском казачьем обществе немало и ребятишек. С малых лет приучаете?
– Да, большую работу проводим как со взрослыми, так и с детьми. Нам идут навстречу и помогают владельцы баз отдыха «Арский камень» и «Купец», где проводим занятия по верховой езде, джигитовке, фланкировке, рубке шашкой. С детьми на лошадях занимается Олег Проскура. Фланкировкой – Алексей Богомолов, Александр Гумеров, Рафаэль Галиуллин, – продолжает Андрей Копьёв. – Ребятишки у нас умные, воспитанные, дисциплинированные, схватывают всё на лету. Через несколько занятий они уже уверенно владеют шашкой (учебной) и надежно держатся в седле. Пока одни заняты с лошадьми, другие оттачивают мастерство владения оружием или нагайкой, изучают традиции и обычаи. Чтобы проверить свои силы, знания и навыки проводим различные фестивали и праздники, а также начинаем выезжать на региональные конкурсы. Недавно побывали в Агаповке и даже заняли призовые места. На фестивале казачьей культуры «Злата-горка», проходившем в минувшие выходные в Златоусте, наш казак Андрей Филатов занял третье место в соревнованиях по рубке шашкой «Казарла».
– Духовно-нравственное и эстетическое воспитание занимает большую роль в жизни казака?
– Это так. Мы много внимания уделяем этой стороне жизни. У нас хорошие отношения с Белорецким благочинием и отцом Василием. Оказываем посильную помощь в строительстве Свято-Никольского храма. Проводили мероприятия совместно с воскресной школой. Наладили контакт и с Верхним Авзяном, где действует кадетский корпус, который курирует сызранское казачество. Там большую работу ведёт отец Борис. Руководитель Центра туризма Олег Ручушкин тоже организовал кадетский корпус и активно занимается с детьми. В мае провели большой праздник на турбазе «Арский камень» – День святого Георгия Победоносца и в честь 445-летия образования Оренбургского казачьего войска, чьим покровителем и считается этот святой. Наши казаки продемонстрировали мастерство джигитовки и рубки шашкой. – Ну и какой казак без песни удалой…
– Верно! Атаман Валерий Чернов, так рано ушедший в мир иной, создал прекрасный фольклорный ансамбль «Раздолье». С его уходом коллектив не распался, а лишь крепчает и продолжает традиции. Кстати, ансамбль сейчас относится к Тирлянскому дому культуры, выезжает на фестивали и конкурсы. В общем, живёт насыщенной жизнью.
– Можно сказать, что вы охватываете все стороны жизни и воспитания?
– А как же без этого. Казаки – те же люди, только взгляды на жизнь немного другие и сам образ жизни чуть отличается. А в остальном… Мы работаем, воспитываем детей, встречаемся, решаем насущные вопросы, организовываем мероприятия, походы, выезды. Мне удалось удачно совместить свой военно-патриотический клуб «Выстрел» и казачество. Наши ряды пополняют новые люди, а это значит, что будут новые идеи, предложения. И мы будем жить!
Пользуясь случаем, поздравляю белоречан с Днём России! Желаю крепкого здоровья, благополучия, согласия и мирного неба.
Источник:
Копьев, А. Возрождая и преумножая казачью славу : [беседа с недавно избранным атаманом Белорецкого хуторского казачьего общества А. Копьевым / записала Н. Борисевич] / А. Копьев. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2019. – 11 июня. – С. 4.