Оголихинская тропа
По Оголихинской тропе
Оголихинская тропа, берущая своё начало за станом 150 и заканчивающаяся далеко в лесу, у отстойника, хорошо известна жителям Октябрьского посёлка и Нижнего селения. Впрочем, в последнее время она становится популярной и у других белоречан: всё больше людей приходят сюда прогуляться, подышать сосновым воздухом, насладиться прекрасными видами. И многие даже не догадываются, что тропу эту в своё время построил наш земляк, в честь которого она и названа.
Дело рук человеческих
Когда я впервые ступила на Оголихинскую тропу, то не знала ни её названия, ни истории. Честно говоря, просто не задумывалась об этом – обычная дорожка в лесу, усыпанная сосновой хвоей и шишками. Но однажды муж обратил моё внимание на то, что в основе тропы лежат огромные камни (в одном месте чуть размыло землю, и они обнажились). «Так это скалы!» – отмахнулась я. И только поднявшись чуть выше по тропе, поняла: это действительно дело рук человеческих:
Много лет назад тропу через лес проложил контролёр участка приёма и отгрузки катанки стана 260 Белорецкого металлургического комбината Виктор Дмитриевич Оголихин – человек, придерживающийся здорового образа жизни, спортивный, увлекающийся туризмом. Его бывшие коллеги вспоминают, что он был живым и подвижным, как ртуть. Худощавый, но крепкий, многим он казался не от мира сего: дома вместо мебели – самодельные тренажёры и спортивный мат, занимающий всю комнату, вместо посиделок с мужиками за кружечкой пива или чего покрепче – ежедневные занятия с гантелями, эспандером и прочими спортивными снарядами. А ещё — круглогодичное купание в пруду. И если в тёплое время года заплывы Виктора Дмитриевича не были приметны, то зимой работники комбината с недоумением смотрели на человека, купающегося в проруби возле цеха № 11. Пальцами, говорят, у виска крутили, не понимая, для чего ему это надобно. И хотя в шестидесятые-семидесятые годы прошлого столетия физкультура была в почёте (даже производственная гимнастика проводилась в течение рабочей смены), в нашем городе Оголихин выглядел белой вороной. Впрочем, на чужие суждения Виктор Дмитриевич внимания не обращал и просто делал то, что ему по душе.
Уж как к нему пришла мысль построить тропу, теперь никто не расскажет. Кстати, его коллеги долгое время об этом ничего не знали, о своих действиях Оголихин предпочитал не распространяться.
Виктор Дмитриевич проложил по лесу маршрут, поставив метки, и принялся убирать валежник и выкорчѐвывать кустарник. Когда будущая дорога была расчищена, начал её выравнивать: где ложбинку землёй присыплет, где, наоборот, бугорок срежет. Местами этого было достаточно. Однако горы диктуют свои условия, и Виктор Дмитриевич прекрасно понимал, что дожди и таяние снега в первый же сезон оставят от тропы одни воспоминания. И тогда он стал возить камни на тачке. Большими и тяжѐлыми выкладывал основание тропы, затем размещал камни меньшего размера, тщательно заполняя возникшие пазухи, уплотнял, присыпал сверху землёй, укладывал слой дёрна. Но и это ещё не всё! По бокам тропы он прорыл канавку-кювет, чтобы вода не размывала дорогу. Представляете себе такой объѐм работы после смены на комбинате, в выходные дни и в отпуске?
По воспоминаниям коллег, когда всё раскрылось, они уговаривали Виктора Дмитриевича остановиться, бросить это тяжѐлое занятие, но он был уверен: тропа нужна белоречанам.
За здоровьем и вдохновением
В самом начале Оголихинская тропа кажется типичной лесной, разве что утоптана хорошо, ровная да широкая – вдвоём можно идти, друг другу не мешаясь. Самое интересное начинается после перехода через дорогу, идущую через гору и соединяющую Нижнее селение с Октябрьским посёлком. Здесь тропа становится уже и выше, и именно тут можно увидеть, сколько труда было положено Виктором Дмитриевичем на её строительство: в некоторых местах высота кладки составляет около метра!
Тропа петляет, поднимается и нисходит, плавно поворачивает. Сначала она идёт по горе, потом спускается практически к Гуменному ключу и тянется вдоль него до самого отстойника. Протяжённость тропы навскидку – километра три, хотя, возможно, и больше. За прошедшие десятилетия она практически не изменилась, конечно, кое-где вода размыла верхний слой, но ходить по-прежнему удобно.
Гуляя по Оголихинской тропе, наслаждаешься самыми разными ароматами – прогретой сосновой смолы и хвои, душистых трав и ягод. Примерно на середине тропы к ней спускается молодой пихтач – здесь уже дух тягучий еловый. Чем ближе к ручью, тем свежее запахи, чем выше в гору, тем звонче. Конечно, многое зависит от погоды, времени суток и года.
Кстати, зимой тропа живёт активной жизнью: по ней ходят с палками и без, прокладывают лыжню те, для кого здоровый образ жизни — не пустой звук. И, если бы протоптанную в снегу дорожку не портили водители снегоходов, было бы просто замечательно.
На первый взгляд, здесь тишина. Многие, к слову, за ней и идут – лес всё-таки. Но стоит прислушаться, как поймёшь, что это заблуждение: на разные голоса поют птицы, деловито, точно наперегонки, стучат дятлы, скрипят на ветру деревья, гулко осыпаются шишки, жужжат и стрекочут насекомые. Сказывается и близость к Октябрьскому посёлку: кричат дети, лают собаки, стучат ворота, кто-то невидимый пилит, прибивает, колет дрова… Но отдыхать эти звуки не мешают – они гармонично вплетаются в лесные, становясь частью тропы.
На Оголихинскую тропу каждый приходит за своим: одни укрепляют здоровье и физическую форму, другие направляются по ней в заветные ягодные или грибные местечки, третьи душой, четвертые подзаряжаются энергией и вдохновением.
Идти по тропе легко и приятно: устланная хвоей, она мягко пружинит под ногами, и сколько бы ты не шёл – не устаёшь. Это же относится и к бегу. Такого даже от самого современного покрытия ждать не приходится!
Здесь можно бесконечно любоваться деревьями, кустарниками, растениями и даже корягами, стараясь угадать в них знакомые силуэты (где-то «осьминог» лежит, а где и «щенок» из-за дерева выглядывает). Зимой сосновые иглы покрываются тончайшим узором – инеем, а на ветках деревьев причудливыми фигурками скапливается снег – можно и «зайца» рассмотреть, и «филина», и «медвежонка», и даже «черепаху». Всё зависит от внимательности человека, его фантазии и желания увидеть то, чего, возможно, не могут узреть другие.
Возвращаясь к Виктору Дмитриевичу, отмечу, что когда тропа была готова, его коллеги неоднократно выходили по ней прогуляться, и даже родничок, который располагается неподалёку (ближе к отстойнику), назвали по начальным буквам фамилии, имени и отчества строителя тропы – ОВД. Так что если пойдѐте к ключику за водой, имейте в виду: у него есть название, хотя и неофициальное.
Многие мои современники, которым я рассказывала об истории тропы, говорили примерно одно и то же, мол, делать человеку было нечего, вот он дорогу через лес и прокладывал, своего здоровья, между прочим, не жалея. Мне же видится в поступке Виктора Дмитриевича другое: желание подарить людям возможность с комфортом прогуливаться по лесному массиву, заниматься здесь ходьбой, бегом, дышать целебным сосновым воздухом. И у кого из нас, ныне живущих, есть подобная готовность действовать, а не ждать чуда от других и не думать, мол, хорошо было бы, если…
Напоследок скажу вот о чём: гуляя по Оголихинской тропе (да и в любом другом месте тоже), не замусоривайте природу – бутылку из-под воды и обёртку от съестного донести до мусорного бака особого труда не составит. А ещё – помяните добрым словом человека, построившего эту тропу, сделавшего замечательный подарок белоречанам, – Виктора Дмитриевича Оголихина.
Источник:
Кожевникова, Т. По Оголихинской тропе : [она берет свое начало за станом 150 и заканчивается далеко в лесу] / Т. Кожевникова. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2019. – 20 августа. – С. 4.
По Оголихинской тропе
– Снимок был сделан в этом году в преддверии Дня металлурга, когда женский коллектив управления прокатного цеха решил отметить праздник туристическим походом и прогуляться по Оголихинской тропе, – рассказывает экономист ФЭО Татьяна Степанищева. – Это рукотворное сооружение находится недалеко от проходной стана 150, поэтому после окончания рабочей смены мы отправились на лесную дорожку. Пригласили и бывших сотрудников цеха, детей, внуков.
Тропа проходит вдоль ручья посередине склона, поросшего сосновым лесом. Ребятишки лакомились ягодами и собирали грибы, растущие по обочинам. А мы, взрослые, любовались природой, красивыми видами, которые открывались отсюда.
Человек, построивший тропу, – Иван Оголихин – работал на БМК в цехе № 11, был спортсменом и активистом. Большое дело он начал один, потом к нему подключились школьники и неравнодушные люди. Строительство велось в семидесятых годах прошлого века. Сама тропа представляет собой сооружение из камней, покрытых дёрном, высотой местами более полуметра.
Приглашаем всех желающих посетить это удивительное место!
Источник:
Степанищева, Т. По Оголихинской тропе : [Оголихинская тропа находится недалеко от проходной стана 150. Строительство тропы велось в семидесятых годах XX века] / Т. Степанищева. – Текст : непосредственный // Металлург. – 2016. – № 30. – С. 5.
На земле
С северо-западной стороны горы, где выложены близкие и дорогие всем слова «Ленин — с нами», с утра и до позднего вечера трудится бывший контролер отдела технического контроля В. Д. Оголихин. Вот уже четвертый год по собственной инициативе он строит тренировочную беговую дорожку. Но чаще ее называют прогулочной. И, действительно, сюда идут люди самых разных возрастов и профессий. Приходят, чтобы погулять по лесу и подышать свежим воздухом.
Трудно поверить, что такую огромную работу выполняет один человек. И только кайлом, лопатой. По живописной местности, среди густого леса проходит полотно дорожки. Она то извилистой лентой поднимается в гору, то поворачивает в сторону, то стрелой уходит вдаль. Сколько мастерства и старания вложено в это дело! А помогают коммунисту в этом топографические знания.
Дорожка представляет собой замкнутый круг в семь километров. В него должны вписаться еще два круга. Если вытянуть их все в нить, получится полотно длиною в десять километров.
Эти дни у Виктора Дмитриевича напряженные: твердо решил прокладывать в день по 10-15 метров.
Оставшиеся 800 метров должен закончить к сентябрю, — говорит Оголихин. — Работаю строго по плану.
Утро субботнего дня. Но Виктор Дмитриевич давно на своем трудовом посту. Подвозит на тележке землю и камни для подпорных стенок, носит дерновые пласты, выкапывает пни, попадающиеся на пути, В общем, дел хватает.
Трудиться в жаркие дни нелегко. Под тяжестью пластов и земли пригибается и поскрипывает тележка. Капельки пота бегут по загорелому лицу. Но коммунист не останавливается ни перед какими трудностями. Уверенно идет к задуманной цели.
В этом году Виктору Дмитриевичу исполняется 60 лет. И, как бы подводя итоги проделанной работы, он оставляет на земле свой след. И каждый, кто проходит по его дорожке, вспоминает Оголихина добрым словом.
Источник:
Дементьев, В. На земле : [В. Д. Оголихин строит тренировочную беговую дорожку] / В. Дементьев. – Текст : непосредственный // Вперед. – 1973. – 20 июня. – С. 2.