Паровоз ГР-231, который когда-то ходил по узкоколейке

От паровоза до скалодрома

Праздничные мероприятия к 260-летию Белорецка и металлургического комбината начались с торжественного открытия монумента «Паровоз». В церемонии приняли участие премьер-министр Правительства Республики Башкортостан Андрей Геннадьевич Назаров, руководство компании «Мечел» и АО «БМК», главы администраций района и города Андрей Иванюта и Кирилл Егупов.

Паровоз ГР-231, который когда-то ходил по узкоколейке, является олицетворением трудовой доблести Белоречья. Раньше он стоял на переезде возле цеха № 11, теперь установлен на видном месте – на въезде в Белорецк.

Паровоз ГР-231, который когда-то ходил по узкоколейке

Конечно, паровоз будет привлекать внимание и жителей, и туристов. Здесь также можно будет узнать об истории знаменитой узкоколейной дороги, благодаря которой изменилась жизнь Белорецка, началось стремительное развитие завода и города.

Появление железной дороги узкой колеи в 1909-1912 годах было выдающимся достижением инженерной мысли. Почти полвека тонкая нить узкоколейки была единственным средством сообщения Белорецка с внешним миром, на ней трудилось множество белоречан. Такие паровозы в народе любовно называли «кукушка».

Именно эта модель послевоенная. Паровоз был выпущен в 1953 году в Германской Демократической Республике, поступил в Советский Союз в рамках программы репараций, эксплуатировался на Белорецкой узкоколейке до семидесятых годов, а в 1982 году, сорок лет назад, его установили в Нижнем селении, на переезде.

– В этом году Белорецкая железная дорога узкой колеи, знаменитая на всю Россию узкоколейка, тоже отмечает свой юбилей. С момента начала сквозного движения по ней прошло 110 лет. Это настоящий символ эпохи! Дорога, которая дала новую жизнь металлургическому производству Башкирии. Придала импульс развитию города и Белорецкого комбината, – сказал в ходе церемонии премьер-министр республики Андрей Назаров.

Паровоз ГР-231, который когда-то ходил по узкоколейке

Он также подчеркнул, что наша железная дорога была проложена в сложнейших условиях, её путь шел через многочисленные горные перевалы. Однако, несмотря на все трудности и нестандартные инженерные решения, паровоз серии ГР неизменно оставался главным тружеником. Кроме того, будучи студентом, он ездил по узкоколейке в Тирлян.

– Одним из проектов ближайшего будущего станет возрождение узкоколейной железной дороги, задача которой – стимулирование туристической активности. Как показывает практика, такие проекты приобретают поистине мировую известность. Характерный пример – швейцарские панорамные поезда, путь которых пролегает через живописные перевалы. Но наша природа не хуже. На белорецкой земле есть на что посмотреть, есть чем восхищаться. Мы тоже можем удивлять! Нужно лишь немного старания, и я уверен, что всё получится, – отметил Андрей Назаров.

Генеральный директор, председатель правления ПАО «Мечел» Олег Коржов и управляющий директор акционерного общества «Белорецкий металлургический комбинат» Сергей Фёдоров рассказали о роли железной дороги в развитии комбината. Перед собравшимися выступил и Владимир Николаевич Копытов (на снимке внизу), помощник машиниста этого паровоза. Он рассказал о славных трудовых буднях и водрузил на паровоз знамя Победы как символ мужества и героизма нашего народа.

Далее гости прибыли на Белорецкий металлургический комбинат, где в этот день ввели в строй восемь волочильных станов для производства проволоки.

БМК начал реализацию инвестиционного проекта по модернизации сталепроволочно-канатного производства ещё в 2016 году и планирует завершить его до конца 2023 года. Стоимость оборудования более 500 млн рублей. Всего в цехах комбината будет установлено 12 новых высокопроизводительных станов. Общий объем инвестиций составит 1,5 млрд. рублей.

Предусмотрено масштабное техническое перевооружение сталепроволочных цехов с установкой новых волочильных машин и вспомогательного оборудования, а также реконструкция оборотных циклов воды и установка новой станции очистки сточных вод сталепроволочно-канатного производства.

Новое волочильное оборудование оснащено окалиноломателями, лентошлифовальными узлами, ваннами промывки и нанесения подсмазочного слоя, что позволяет удалять окалину с заготовки механическим способом и уйти от химического травления катанки, а за счет более высоких скоростей волочения увеличить производительность. К тому же при работе на новых прямоточных станах исключается перекручивание металла в процессе обработки, что улучшает механические свойства проволоки.

На новых станках будут производить пружинную, сварочную проволоку, проволоку для арматурных канатов, а также проволоку обыкновенного качества. Общая производительность 12 волочильных станов составит более 125 тысяч тонн продукции в год.

Параллельно монтажу оборудования в цехах проведены работы по строительству нового замкнутого оборотного цикла водоснабжения, смонтированы аспирационные установки для сбора пыли.

– Сегодня Белорецкий металлургический комбинат – это крупнейшее метизное предприятие России, флагман металлургического производства в Башкортостане, – сказал премьер-министр Республики Башкортостан Андрей Назаров. – Его продукция востребована практически во всех отраслях: от промышленности до строительства.

Предприятие активно реализует новые инвестиционные проекты и расширяет рынки сбыта. Всё это заслуги в том числе профессионального коллектива. Мы высоко ценим ваш вклад в экономическое развитие Башкортостана. И гордимся тем, что металлургия по сути положила начало индустриализации республики. Пусть этот 260-летний рубеж станет еще одним шагом вперед на пути достижения новых производственных вершин и исполнения самых грандиозных замыслов, – подчеркнул Андрей Геннадьевич.

Как отметил генеральный директор ПАО «Мечел» Олег Коржов, группа «Мечел» продолжает реализацию инвестиционных проектов на своих предприятиях:

– Модернизация сталепроволочно-канатного производства БМК направлена на повышение качества выпускаемой продукции и решение экологических задач, стоящих сегодня перед предприятием. Безусловно, всё это стало возможным благодаря программе льготного кредитования Фонда развития промышленности, а также поддержке Правительства Республики.

В рамках рабочего визита глава кабинета министров посетил ряд социальных объектов, в том числе проверил ход ремонтных работ в школе № 8.

Занятия в учебном заведении продолжатся после полной реконструкции здания. Это намечено примерно к началу следующего учебного года.

Также руководитель правительства РБ побывал на набережной городского пруда и посетил центральный парк культуры и отдыха «Шагни за горизонт».

Во время посещения Белорецкого филиала Башкирского колледжа архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Андрей Назаров посоветовал после реконструкции здания передать объект в муниципальную собственность. Такое решение позволит решить почти наполовину проблему двусменного обучения.

Андрей Геннадьевич отметил, что остался доволен тем, как развивается наш город, как за ним следят и заботятся. И пообещал помогать там, где это необходимо.

А на стадионе «Металлург» в ФОК «Олимп» состоялось открытие долгожданного тренажёра для скалолазов.

Скалодром построили на средства, выделяемые в форме финансирования наказов депутатов Госсобрания – Курултая Башкирии в рамках проекта «Реальные дела».

На тренажёре три трассы: на трудность, две классические – на скорость, две части эталонной трассы и специальный тренажёр для боулдеринга (дословный перевод этого вида скалолазания – лазание по валунам, спортсмены соревнуются на коротких, но предельно сложных трассах). Теперь здесь можно тренироваться круглый год.

В секции спортшколы по скалолазанию занимаются 49 ребят, тренирует их Елена Коноплина. Её воспитанники уже достигли немалых успехов: 14 человек вошли в сборную Башкирии, три спортсмена – члены сборной России по скалолазанию.

Степан Коробкин – бронзовый призёр Первенства Европы, есть призёры соревнований российского уровня. Елена Коноплина поблагодарила главу администрации района Андрея Иванюту за долгожданный и такой необходимый для скалолазов подарок.

Спортсмены протестировали перед гостями новое спортивное сооружение, поднявшись и спустившись вниз буквально за несколько секунд. Андрей Назаров отметил, что скалодром станет особой гордостью спортивной инфраструктуры всего Башкортостана, его открытие позволит взрастить новых чемпионов и проводить у нас соревнования самого высокого уровня.

Источник:
Денисова, Л. От паровоза до скалодрома : [праздничные мероприятия, посвященные 260- летию Белорецка и БМК начались с торжественного открытия монумента «Паровоз»] / Л. Денисова. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2022. – 22 июля. – С. 2.

Дань уважения работникам БМК

Паровоз, который стоял неподалёку от цеха водоснабжения, теперь занял место на въезде в город со стороны Уфы.

На церемонии открытия достопримечательности присутствовали высокие гости. Премьер-министр Правительства Республики Башкортостан Андрей Назаров вспомнил, как студентом ездил по узкоколейке в Тирлян, и, возможно, этот паровоз как раз и тащил за собой вагоны. Андрей Геннадьевич отметил, что на новом месте паровоз будет знаковым туристическим объектом.

Генеральный директор ПАО «Мечел» Олег Коржов и управляющий директор Белорецкого металлургического комбината Сергей Фѐдоров рассказали об истории предприятия и роли железной дороги в его развитии.

Данная модель паровоза – ГР231 – выпущена в 1953 году в Германии, в Советский Союз поступила в рамках программы репараций. Паровоз «бегал» по узкоколейке БМК до семидесятых годов – именно тогда на смену ему пришли тепловозы. В 1982 году по специально проложенным путям своим ходом он поднялся на пьедестал почёта, расположенный на берегу пруда. Теперь же он занял новое место. Машинист паровоза Владимир Копытов водрузил на него Знамя Победы.

«Сегодня, в День города, мы начинаем новую главу в жизни паровоза, – написал на своей странице в соцсети глава Белорецкого района Андрей Иванюта. – Это дань уважения всем металлургам, железнодорожникам, всем труженикам Белорецкого металлургического комбината.

На видном месте паровоз будет привлекать внимание жителей, туристов, будет рассказывать об истории знаменитой узкоколейной дороги, благодаря которой изменилась жизнь Белорецка, началось стремительное развитие завода и города. И обо всём этом уже сегодня узнают десятки тысяч людей в Башкортостане, в России. И ещё долгие годы люди будут фотографироваться на его фоне, читать о нём, рассказывать близким. Через этот визуальный образ мы привлечём внимание молодёжи, детей к славной истории нашего народа, Белорецка, страны».

Источник:
Дань уважения работникам БМК : [паровоз ГР-231, который когда-то ходил по узкоколейке, установлен на въезде в город]. – Текст : непосредственный // Металлург. – 2022. – № 30. – С. 5.