Гулкое эхо ленинградской блокады (В. С. Аверьянов принимал участие в обороне и прорыве блокады Ленинграда)

80 лет назад – 27 января 1944 года – в ходе Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции войск Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов во взаимодействии с Краснознамённым Балтийским флотом немецко-фашистские войска под Ленинградом были окончательно разгромлены, и блокада города на Неве снята, хотя блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года.

Гулкое эхо ленинградской блокады (В. С. Аверьянов принимал участие в обороне и прорыве блокады Ленинграда)
Василий Сидорович Аверьянов

Блокада Ленинграда, начавшаяся 8 сентября 1941 года, продолжалась 872 дня. За это время фашисты сбросили на город 107 тысяч авиабомб и выпустили 150 тысяч снарядов. Сам фюрер принял решение стереть город с лица земли, предложив плотно блокировать его, а затем сровнять с землёй с помощью артиллерии всех калибров и непрерывных бомбардировок с воздуха. По информации, прозвучавшей на Нюрнбергском процессе, в Ленинграде погибли 632 тысячи человек. По другим данным – эта цифра достигает одного миллиона, при этом 97% умерли от голода и только 396 погибли во время бомбёжек.

Героическая оборона Ленинграда и прорыв блокады вошли в историю нашей Родины как пример величайшей стойкости, мужества, патриотизма не только самих ленинградцев, но и всех советских людей.

Гулкое эхо той блокады отозвалось и в глухом уральском уголке. В спецпоселке Ермотаево ещё в довоенное время для детей репрессированных был организован детский дом. Во время войны из блокадного Ленинграда туда привезли 300 детей. Некоторых несли на носилках, настолько они были измождённые. Блокадным ребятишкам ермотаевцы отдавали последнее, хотя деревенские дети тогда голодали. Но своим участием, вниманием и трудом местные жители выходили почти всех ленинградцев. Умерли около 20 детей, их похоронили на кладбище Ермотаево.

В обороне Ленинграда и прорыве блокады участвовали и наши бойцы, призванные на фронт из Тукана. Назову несколько фамилий солдат: Василий Фёдорович Александров, Иван Егорович Глазунов, Иван Александрович Гордеев, Василий Николаевич Ильичёв, Фёдор Иванович Ильичёв, Николай Ильич Исаев, Семён Ефимович Кичуркин, Владимир Михайлович Копытов, Борис Николаевич Серёгин, Егор Иванович Серёгин, Пётр Васильевич Юрочкин. К сожалению, они навсегда остались на полях сражений.

Из вернувшихся с победой домой и награждённых меда лью «За оборону Ленинграда» были Алексей Наумович Антипов, Николай Исаевич Бардин, Иван Дмитриевич Быков, Григорий Игнатьевич Галкин, Михаил Иванович Казачков, Алексей Васильевич Тихообразов.

Еще один наш земляк – Василий Сидорович Аверьянов – участвовавший в обороне Ленинграда, 1909 года рождения, уроженец Зигазы, был призван по мобилизации в августе 1941 года. Его первая жена умерла за год до начала войны, остались сыновья Пётр и Николай. Когда отец ушёл на фронт, они воспитывались у бабушек и тёток.

Аверьянов был артиллеристом, командиром орудия, получил звание сержанта. В 1942 году его легко ранило. А при прорыве блокады в январе 1944-го – ещё одно тяжёлое ранение, левую ногу пришлось ампутировать. В действующей армии Аверьянов прослужил три года и один месяц. После госпиталя инвалидом 2-й группы вернулся в родной посёлок. В конце 40-х годов Василий Сидорович вновь женился, новая семья поселилась в Тукане. Жена – Анастасия Григорьевна (в девичестве Миронова) – была родом из Ермотаево, трудилась в Туканской пекарне. Глава семьи работал в местпроме, затем в вечерней школе конюхом, благо школа была недалеко от дома. Казенную рабочую лошадь он держал в своём дворе.

Вот как вспоминает один из тогдашних школьников: «Василий Сидорович был среднего роста, плотный. Ходил на култышке с костыликом (нам это было в диковинку). Разговорчивый, всё про коня нам рассказывал, о войне – никогда».

Семья Аверьяновых жила в небольшом домишке № 15 на улице Горной (ныне этот участок относится к улице Салавата Юлаева). Теперь этого дома уже нет, его снесли, осталось только дерево. Посаженное в садочке, оно напоминает о прежних хозяевах. В 80-е годы участнику войны Василию Аверьянову поселковый совет выделил квартиру в бараке.

Василий Сидорович и Анастасия Григорьевна воспитали двоих сыновей – Бориса и Анатолия. Оба они жили в Белорецке, трудились на комбинате.
Анатолий Васильевич так вспоминает об отце: «Отец был серьёзный товарищ, как говорится, не забалуешь. Несмотря на инвалидность, работал всегда, да и свое хозяйство держали. Вспоминаю сенокос, как жили неделями в балагане на покосе. Отец ходил на самодельном протезе, а когда ему привезли медицинский фабричный, он не смог его носить. Так до смерти ходил на липовой деревяшке.

Он редко делился воспоминаниями о войне: ну, что холод, голод, бомбёжки – рассказывал. Что по призыву с 1933 года каждый год бывал на военных сборах в летних лагерях (по принципу казачьих) под Оренбургом, где велась военная подготовка. Тогда уезжали на три месяца из дома. Было трудно, но эта подготовка очень пригодилась в военных полевых условиях.

Его внук, мой сын Артём живёт в Санкт-Петербурге. Он нашёл фамилию своего деда на одном из обелисков в Невской Дубровке, где шли ожесточенные бои при обороне Ленинграда».

Внуки и правнуки Василия Аверьянова живут и трудятся в Зигазе, Тукане, Белорецке и других городах нашей России, с гордостью нося фамилию своего геройского деда.

Сам Василий Сидорович прожил 80 лет, умер в 1989 году, похоронен в Тукане. Был награждён орденом Отечественной войны I степени и медалями, а вот за оборону Ленинграда наград у него не было. Правда, взамен этого Василий Сидорович стал героем рассказа нашего земляка, писателя Игоря Максимова.

Источник:
Аверьянова, М. П. Гулкое эхо ленинградской блокады : [наш земляк В. С. Аверьянов принимал участие в обороне и прорыве блокады Ленинграда] / М. П. Аверьянова. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2024. – 19 января. – С. 6.