Парторг, сталевар, комбат (А. Н. Грязнов)
Уходящая эпоха оставила нам не только перечень исторических событий и личностей, но и насыщенную эмоциями память о победах, поражениях и замечательных людях.
Один из них — Алексей Николаевич Грязнов. Он родился в 1903 году в Нижнем селении Белорецка, в семье рабочего-волочильщика. Как вспоминала племянница Алексея Грязнова Нина Дмитриевна Попова, дети в семье росли в строгом домострое, пообедав, благодарили родителей, кланяясь им низко в пояс. Алексей с 10 лет начал работать грузчиком в магазине у купца Сапунова, затем за три рубля в месяц истопником у подрядчика. В голодном 1921 году умерла его мама. Тогда Алексей работал наборщиком сифонов в мартеновском цехе. В 19 лет он женился на Клавдии Чертоусовой. С 1925-го по 1929 год проходил службу в армии в Кронштадте, дважды был поощрён отпуском на родину. После службы вернулся в Белорецк, стал работать на заводе. Оценив прямоту, честность и общительный характер Грязнова, рабочие избрали его секретарём заводского парткома.
Позже Алексей уехал Магнитогорск, как говорили, не по своей воле. Вероятно, кто-то из недругов навёл на парня чекистов. Когда те пришли его арестовывать, Алексей вытащил пистолет и сказал, что сделать это может только секретарь горкома партии Гришкан, который в то время был первым руководителем города и района. Два чекиста с винтовками в растерянности потоптались у порога и ушли согласовывать вопрос со своим начальством и Гришканом. Алексей, не мешкая, ушёл в Магнитогорск, где строился металлургический комбинат.
О Магнитке в соседнем Белорецке, опережая бодрые газетные статьи, шла дурная слава, что там люди тысячами гибли от недоедания, тифа, инфекционных болезней. Грязнов знал, что его поселят в бараке, дадут в руки лопату, но всё же тронулся в дорогу. Такой уж неугомонный был у него характер. Шёл 1934 год.
– В эти годы на Уфимской улице отец купил для него дом, – вспоминала Нина Попова. – Правда, Алексею не пришлось в нём жить. После войны его жене и приёмной дочери дали однокомнатную квартиру в Магнитогорске на улице, названной его именем.
А тогда первым делом недавний секретарь парткома поступил чернорабочим в мартеновский цех, окончил курсы сталеваров и стал подручным на печи у сталевара Григория Боброва. У него было чему поучиться, и Бобров был не в обиде: подручный попался беспокойный, но толковый. Едва осмотрелся, начал всех будоражить: «Давай, Гриша, одиннадцатую печь ударной сделаем! Надо скоростные плавки варить». Его бригада одной из первых в цехе включилась в стахановское движение. В 1936 году Алексей Грязнов внёс предложение перевести 150-тонные мартеновские печи на тяжёлые 250-300-тонные плавки и блестяще осуществил эту идею. Он первым в стране получил звание сталевара – мастера Советского Союза. С 1934-го по 1940 год Алексей Грязнов избирался в райком, горком и обком партии Магнитогорска.
Весть о начале войны застала его в Белорецке, когда он гостил у отца. Он тут же засобирался в дорогу, сказав, что не может отдыхать в тяжёлое для страны время. Вскоре добровольцем ушёл на фронт. Служил в Амурской флотилии, в 1942 году был отправлен на Ленинградский фронт комиссаром батальона морской пехоты. Был награждён медалью «За оборону Ленинграда». В 1943 году Алексей Николаевич попал в госпиталь. Когда к нему вернулось сознание, врач сказал: «Вы счастливый, пуля прошла рядом с сердцем». После лечения на комиссии председатель обратился к Грязнову:
– А! Наш знаменитый сталевар! Вы показали себя в боях не хуже, чем у мартена. Кем бы вы теперь хотели быть?
– Командиром батальона, если пошлёте.
– Товарищ Грязнов, вы были ранены. Не поехать ли вам обратно на завод? С больной рукой сталеваром будет трудно, зато мастером сможете.
Грязнов промолчал. Промолчали и члены комиссии, но послали его на курсы комбатов. И вновь – фронт, Карельский перешеек. Снова ранение. Тогда от его батальона осталась горстка бойцов. Осколок засел глубоко в груди. Доставать его было опасно. Так и ходил в бой Грязнов, отказываясь от госпиталя. 11 сентября 1944 года Алексей Грязнов погиб у эстонской деревни Пикасилла.
В 1976 году в Магнитогорске появился памятник сталевару А.Н. Грязнову, именем воина названа одна из улиц Правобережного района, на фасаде дома № 1 установлены мемориальная доска и барельеф с изображением знатного сталевара. Музей школы № 63 бережно хранит материалы о жизни и гибели А.Н. Грязнова. Есть улица его имени и в Белорецке – на выезде из Нижнего селения к телевышке.
Алексей Грязнов был любознательным, начитанным, инициативным и энергичным парнем. Тяжело воспринимал обычный чиновничий вопрос: какое у вас образование? «Будто натыкаюсь на ржавую проволоку», – говорил он близким о своих чувствах в такие минуты. В свободное время сочинял стихи, а во фронтовом госпитале даже написал рассказ «Русская борода». Память об этом человеке хранят улицы в Белорецке и Магнитогорске, названные его именем.
Леонид Швец. Фото из архива газеты «Магнитогорский металл».
Источник:
Швец, Л. Парторг, сталевар, комбат : [сталевар-мастер Советского Союза, участник Великой Отечественной войны А. Н. Грязнов] / Л. Швец. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2024. – 12 января. – С. 11.