Горькие уроки нашей истории (история пребывания немецких военнопленных на территории Белорецкого района)

Большую работу по истории пребывания военнопленных Великой Отечественной войны на территории нашей республики проделал Владимир Павлович Мотревич, доктор исторических наук, профессор кафедры истории государства и права Уральского государственного юридического университета (Екатеринбург).

Он пишет: документально было установлено, что в военные и первые послевоенные годы на территории Башкирии размещались 18 отделений пяти лагерей для военнопленных, 7 рабочих батальонов и 2 спецгоспиталя.

На Урал иностранных военнопленных стали направлять уже весной 1942 года. В мае их разместили в Свердловской области, где для них отвели специальные зоны в лагерях для советских заключенных. С сентября лагеря Главного управления по делам военнопленных и интернированных (ГУПВИ) НКВД СССР организовали в Удмуртии, Молотовской (Пермской) и Челябинской областях.

После Сталинградской битвы численность пленённых фашистов в СССР значительно возросла. В результате к концу 1943 года в стране насчитывалось 52 лагеря ГУПВИ НКВД СССР. По воспоминаниям современников, немцы из-под Сталинграда прибыли в Уфу зимой 1942-1943 гг. Однако подтверждающие этот факт документы не были обнаружены. Выявленные и изученные документы свидетельствуют о появлении иностранных военнопленных в Башкирии только в 1944 году.

Система ГУПВИ НКВД СССР продолжала расширяться, к концу 1944 года число лагерей для военнопленных в стране достигло 156. В Уфе был организован лагерь № 236, вскоре он был переведен в Грузию, где и существовал вплоть до 1949 года.

В ноябре 1944 года на территории Белорецкого района началось формирование лагеря № 208. В его составе были три отделения: в районном центре, в деревне Нукатово и в посёлке Инзер. Вскоре на станции Карламан Кармаскалинского района было создано и четвертое. Но уже в марте 1945-го прошла реорганизация в лагерь № 508 с управлением в Инзере и семью отделениями: четыре составляли отделения бывшего лагеря № 208, пятое открыли в Белорецке, шестое – на станции Карламан, седьмое – в Белорецком районе.

Постановлением 1944 года Государственный комитет обороны обязал НКВД СССР мобилизовать и интернировать (лишить свободы передвижения и выхода из пределов страны) с направлением на работы в СССР всех трудоспособных немцев, находившихся на освобожденной Красной Армией территории Болгарии, Венгрии, Румынии, Чехословакии и Югославии. И в январе-апреле 1945 года в СССР было завезено ещё 208,2 тысячи мобилизованных немцев и лиц других национальностей. Прибывшую иностранную рабочую силу интенсивно использовали предприятия Наркомугля, Наркомчермета, Наркомцветмета, Наркомстроя и другие. Часть пленных были переданы для трудового использования на строительных и хозяйственных работах, в результате были задействованы 142,6 тысячи военнопленных западных национальностей и 67,8 тысячи военнопленных японцев.

Весной 1945 года, когда Великая Отечественная война шла к завершению, количество иностранных военнопленных по-прежнему быстро увеличивалось. Расширялась и лагерная система ГУПВИ, насчитывалось уже 267 учреждений.

Только с осени 1945 года в связи с массовой репатриацией численность пленных в Советском Союзе уменьшилась, началось расформирование спецучреждений. Но была сформирована новая структура управления лагерями, и они получили новую нумерацию, став лагерями ОПВИ УНКВД по БАССР. В результате продолжили функционировать отделения в Аше, Уфе, Черниковке, в Стерлитамакском районе и в Белорецке.

Сохранилась в истории и датируемая 20 марта 1948 года докладная записка заместителю министра МВД СССР В. С. Рясному о содержании и трудовом использовании военнопленных в рабочих батальонах первой дорожно-строительной дивизии МВД СССР.

В ней указывалось, что в феврале 1948 года органами цензуры было задержано коллективное заявление военнопленных рабочих названных батальонов. В письме на имя Маршала Советского Союза В. Д. Соколовского говорилось о тяжелых бытовых условиях жизни военнопленных и многочисленных нарушениях со стороны администрации. Комиссия в составе трёх генералов МВД провела проверку и установила, что военнопленные содержались в недопустимых антисанитарных условиях. В частности, постельное белье не менялось с момента образования батальонов, имелась завшивленность; военнопленные жили в землянках при большой скученности, у них отсутствовала вода; их внешний вид также был неряшливый и грязный; пищеблоки рабочих батальонов были оборудованы плохо, а питание организовано нерегулярно; имелись перебои в снабжении основными продуктами. Военнопленными было подано большое количество жалоб на грубое обращение и избиение со стороны личного состава рабочих батальонов. О фактах избиения командованию батальонов было известно, но мер к их прекращению принято не было, а командир батальона № 9 капитан Гнидо сам избивал военнопленных. Судя по резолюции заместителя министра, виновные в избиении военнопленных были привлечены к уголовной ответственности.

Следует отметить, что в размещенных в БАССР рабочих батальонах часто находился особый контингент. Дело в том, что с лета 1945 года в СССР массово отправлялись на родину оказавшиеся в плену иностранные граждане. Однако оперативное управление ГУПВИ было нацелено на выявление военных преступников среди военнопленных и интернированных, они не могли быть репатриированы без особого разрешения.

Многие военнопленные и интернированные в БАССР находились на лечении в спецгоспиталях, которые стали формироваться в соответствии с Положением о военнопленных, утвержденным Постановлением СНК СССР от 1 июля 1941 года. Установление режима, охрана и учёт людей в них также осуществлялись НКВД.

Во время войны и после ее окончания пленные по разным причинам умирали и были захоронены на территории БАССР. Сведения по многим лагерным отделениям и рабочим батальонам либо не сохранились, либо не обнаружены. В целом, за время нахождения в плену в Башкирии умерли 2805 иностранных военнопленных и интернированных граждан. Из них в Белорецком районе – 1388 человек.

В Уфе военнопленные и интернированные захоронены на трех гражданских кладбищах: Сергиевском, Лопатинском и Дёмском. Участок захоронения благоустроен Народным союзом Германии по уходу за военными могилами. На Лопатинском кладбище Венгрией также установлен памятный знак. Захоронение умерших в спецгоспитале № 5918 не сохранилось. В память о военнопленных при входе на Дёмское кладбище венгерской стороной установлен памятный знак и также благоустроено кладбище спецгоспиталя № 5920 в Ишимбае.

Источник:
Анисимова, Ю. Горькие уроки нашей истории : [история пребывания немецких военнопленных на территории Белорецкого района] / Ю. Анисимова. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2022. – 12 августа. – С. 9.