Как город на Волге стал символом воинской доблести
2 февраля 1943 года – дата, напоминающая нам о величайшем подвиге. В этот день победой Красной Армии завершилась Сталинградская битва – главное сражение ХХ века.
Стоять насмерть
Немецкий генерал Фридрих Паулюс (ближе к концу Сталинградской битвы он получит звание фельдмаршала) одним из первых предлагал занять Сталинград и превратить его в базу для наступления вермахта на южные районы Советского Союза, для похода за бакинской и грозненской нефтью. Гитлер небезосновательно надеялся, что в случае успеха в войну против СССР включатся Япония и Турция. Кроме того, для фюрера имела значение символика – он рассчитывал использовать в пропаганде разгром Красной Армии в «городе Сталина». 200 дней продолжалась битва. Не раз жребий Сталинграда висел на волоске.
Июль 1942-го. У немцев было превосходство в авиации, город бомбили нещадно. 14 сентября армия Паулюса вышла к окраинам Сталинграда. Эвакуировать удалось только треть населения. Десятки тысяч сталинградцев погибли под бомбами. Трагедией стала гибель пароходов «Бородино» и «Иосиф Сталин», перевозивших по Волге женщин, детей и раненых.
В кровопролитных боях город защищала 62-я армия генерала Василия Чуйкова. Они сражались за каждый камень, за каждый клочок земли. Самым трудным временем стал октябрь 1942 года. Гитлеровцы заняли почти весь центр города. Дивизии героической 62-й армии держали оборону в нескольких заводских корпусах и на нескольких километрах берега Волги. В рукопашных уличных боях бойцы Красной Армии показали себя настоящими героями. Вся страна в те дни знала слова: «За Волгой для нас земли нет». Солдаты стояли насмерть. Дом Павлова стал одним из символов сталинградской победы. Чуйков не преувеличивал: «Небольшая группа, обороняя один дом, уничтожила вражеских солдат больше, чем гитлеровцы потеряли при взятии Парижа».
В Сталинградской битве приняли участие сотни тысяч бойцов и командиров. Более 700 тысяч фронтовиков получили медаль «За оборону Сталинграда».
Кольцо победы
Тем временем готовилась наступательная операция под кодовым названием «Уран». Решающую роль в ней было суждено сыграть войскам Донского фронта, которым командовал Константин Рокоссовский – будущий маршал, а в те дни – генерал-полковник. Но с ходу уничтожить окруженную 6-ю армию вермахта не удалось. Немцы не считали себя побежденными, им удалось организовать воздушный мост в Сталинград. Блокированная армия всё-таки получала боеприпасы и продовольствие. На выручку к Паулюсу двинулись войска группы армий «Дон» под командованием Эриха фон Манштейна. Они рассчитывали мощным ударом прорвать кольцо, которое Рокоссовский к ноябрю сомкнул вокруг Сталинграда.
В критической ситуации на помощь Сталинградскому фронту была переброшена 2-я гвардейская армия генерала Родиона Малиновского. И вскоре ситуация на фронте снова изменилась. Прорыв Манштейна захлебнулся в кровопролитных предновогодних сражениях в районе Котельниково. А 9 января немцам предъявили ультиматум с предложениями о прекращении сопротивления. Паулюс тянул с капитуляцией. В день окончания срока ультиматума началось наступление армий Донского фронта. И утром 31 января 1943 года на ломаном русском немецкий командующий произнес фразу, в которой говорил о себе в третьем лице: «Фельдмаршал Паулюс сдается Красной Армии в плен».
В первые дни февраля свершилась развязка многомесячного противостояния. Последним капитулировал 11-й немецкий корпус генерала Карла Штрекера.
В Германии был объявлен трехдневный траур. Никогда прежде столько немецких солдат не исчезало без следа в бескрайних просторах чужой страны. И красноречие Геббельса, пытавшегося сгладить горечь поражения, не могло заглушить у немцев ощущение катастрофы.
Вечный пример доблести
В плен сдались около 92 тысяч гитлеровцев, среди них около 2500 офицеров, 24 генерала и фельдмаршал. Общие людские потери немцев и их союзников за 200 дней битвы составили более полутора миллионов. Это сравнимо со всеми потерями гитлеровцев за предыдущие годы войны.
Для Италии гибель нескольких отборных дивизий на берегах Дона и Волги стала роковым потрясением. Власть Бенито Муссолини пошатнулась. Сталинградские потери деморализовали и румынскую армию. У Гитлера практически не оставалось боеспособных союзников. Реалистически мыслившие немцы после Сталинграда всерьез задумались об обороне своей страны как о неизбежной перспективе.
Миллионы людей и на фронте, и в тылу ощутили, что после Сталинграда война пошла по-новому. Над страной взошло зимнее солнце Победы. И его увидели не только в России.
Много лет спустя постаревший маршал Василий Иванович Чуйков завещал: «Чувствуя приближение конца жизни, я в полном сознании обращаюсь с просьбой: после моей смерти прах похороните на Мамаевом кургане в Сталинграде, где был организован мной 12 сентября 1942 года командный пункт. С того места слышится рев волжских вод, залпы орудий и боль сталинградских руин, там захоронены тысячи бойцов, которыми я командовал. Бойцы Советов, берите пример с гвардейцев и трудящихся Сталинграда. Победа будет за вами».
В наше время над Волгоградом возвышается статуя Родины-матери. А охраняет ее каменный солдат, которому скульптор Евгений Вучетич придал черты Чуйкова – сталинградского командарма. Не было и нет мужества крепче и участи выше, чем подвиг героев Сталинграда. И тех, кто навсегда остался там, в сталинградской земле. И тех, кто вышел живым из огня. Вечная память и вечная слава им!
Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк».
Источник:
Замостьянов, А. Как город на Волге стал символом воинской доблести : [2 февраля 1943 года победой Красной Армии завершилась Сталинградская битва — главное сражение ХХ века] / А. Замостьянов. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2023. – 3 февраля. – С. 6.