Щербаков Василий Семенович

Негромкий подвиг Василия Щербакова

В огне Великой Отечественной войны без вести пропали миллионы наших солдат, от которых остались лишь сведения в военкоматах о дате призыва, в лучшем случае, есть номера частей да скупые воспоминания родственников. От других, на кого пришли похоронки и число которых также выражается семью знаками, остались номера воинских частей, даты смерти и адреса захоронений. В ходе боев, передислокаций и переформирований далеко не у каждого командира была возможность более подробно сообщить семье об изменениях в жизни солдат.

Щербаков Василий Семенович

Умершему от ран в польском городке Новы Сонч старшему лейтенанту из Тирляна Василию Щербакову хотя бы в этом деле повезло: благодаря заботливым командирам часть сведений о его фронтовой жизни дошла до родственников, которые, спустя 70 лет решили рассказать землякам о его солдатском подвиге. Вот что написал 13 марта 1945 года в представлении к ордену Отечественной войны 1-й степени командир 876 стрелкового ордена Суворова полка подполковник Пономарев: «Василий Щербаков, призванный Белорецким РВК 28 июня 1941 года, с 18 декабря 1941 по сентябрь 1942 года участвовал в боях на Западном фронте. С сентября 1942 по февраль 1943 года – на Сталинградском фронте. С августа 1943 года – на Четвертом Украинском фронте. Приказом № 022/н от 15 ноября 1943 года он награжден медалью «За отвагу». Ранее был награжден медалью «За оборону Сталинграда».

А еще от него осталось истертое в местах сгибов, пропитанное влагой письмо, отправленное 8 мая 1944 года из Крыма. Вот фрагмент из написанного:

«Мама, передайте привет всем родным и знакомым. Это письмо я вам пишу за час до атаки. Берегите его, я над ним долго думал. Сейчас отдам его письмоносцу. Только написал слово до свидания, как в это время осколок немного не попал в плечо, а ударил повыше, прямо в стену окопа. Писем, мама, больше писать не буду, некогда».

И пусть не стал Героем Советского Союза командир стрелковой роты Василий Щербаков, но разве не подвиг – перенести четыре ранения (10 мая 1942, 8 января 1943, 10 ноября 1943, 25 мая 1944 года) и каждый раз возвращаться в строй. И лишь пятое ранение (5 февраля 1945 года) оказалось настолько тяжелым, что вернуться в родную роту не пришлось.

Далее командир полка пишет: «В наступательных операциях январских и февральских боев 1945 года, когда противник по несколько раз в день переходил в контратаки, нередко угрожая штабу полка, рота автоматчиков под командованием старшего лейтенанта Щербакова успешно отбивала все попытки противника нанести урон и потеснить наши боевые порядки. 5 февраля в районе населенного пункта Моданица (Польша), противник, намереваясь восстановить свое прежнее положение, предпринял ожесточенную атаку, которой предшествовал сильный огневой налет. Противник угрожал штабу полка, который в это время находился в непосредственной близости от боевых порядков батальона. Рота автоматчиков Щербакова успешно отбила эту атаку. Противник с большими потерями отступил, не добившись успеха. Рота действовала смело и решительно, благодаря умелому руководству своего командира. В этом бою старший лейтенант Щербаков был тяжело ранен».

Когда полковой командир подписывал этот наградной лист, он не мог знать, что через четыре месяца, в конце июля 1945 года, майор медицинской службы госпиталя Рабинович запишет в именном списке строчку о старшем лейтенанте из уральского поселка Тирлян Василии Щербакове заключение: умер от ран.

Так, в ежедневных заботах о боеготовности подразделения, в боях и переходах, в госпиталях провел четыре года войны и погиб один из честных тружеников войны тирлянец Василий Щербаков. Сведения о нем хранит племянник, бывший работник листопрокатного производства Е. М. Баранов.

– Были у него друзья, и судя по фотографиям, подруги. Только семьи и детей не было. А так бы у меня были еще и братья, – говорит Евгений Михайлович.

Источник:
Швец, Л. Негромкий подвиг Василия Щербакова : [об участнике Великой Отечественной войны из п. Тирлян В. С. Щербакове] / Л. Швец. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2015. – 28 марта. – С. 2.