Белорецким канатам – 90 лет
На заре канатного производства
Канаты – один из наиболее востребованных и дорогостоящих видов метизной продукции, и это, разумеется, понимали дальновидные владельцы фирмы «Вогау и К», положившие начало канатному производству на Белорецком заводе. Для этого начали строить отдельный корпус, ставший впоследствии частью цеха № 1, заказали в Швеции оборудование. Инженеры и рабочие Белорецкого завода первыми в России открыли технологию производства стальной (патентированной) проволоки, благодаря чему стало возможным изготовление стальных канатов из отечественной продукции. Достроили корпус в начале 20-х годов, шведские машины доставили в 1923 году, и в 1925 году в цехе стояли три машины сигарного типа и одиннадцать корзиночных. К работе над первыми канатами приступили сразу, и на следующий год изготовили 134 тонны. Канатные машины в 1931 году из этого корпуса перенесли в отдельное строение, которое мы знаем как канатный цех № 3. К началу 1932 года здесь уже действовало 13 сигарных машин и 23 корзиночных, на которых за первый год было изготовлено 3654 тонны шахтных, крановых, бурильных, такелажных канатов, морских и речных, а в 1938 году – уже 8565 тонн.
Авиаканатный цех
В начале 30-х годов в молодой стране Советов быстрыми темпами развивалась авиационная, автомобильная промышленность. В связи с этим в 1935 году на СПКЗ построили новый цех (сегодня – авиаканатный цех № 5), где начали осваивать производство автоплетёнки для армирования автомобильных шин и тончайших канатов из проволоки диаметром 0,2-0,5 мм. В 1936 году были выпущены первые метры новой продукции, а через год было освоено производство аэростатных канатов. В годы войны цех был незаменим, и практически вся его продукция шла на оборонные нужды.
Канатное производство продолжало активно развиваться с началом войны. В течение второго полугодия 1941 года с харцызского СПКЗ, московского завода «Серп и молот», Одесского канатного завода и запорожского завода «Интернационал» в Белорецк прибыло свыше ста канатных машин, которые по своей оснащённости относились к группе машин для тяжёлых канатов.
Военное время
В мае 1943 года был пущен в эксплуатацию канатный цех № 17, где были установлены шести- и восьмишпульные машины преимущественно сигарного типа. Для нужд фронта изготавливали канаты диаметром 9-28 мм. В июле 1943 года в Белорецке состоялось Всесоюзное совещание по реконструкции производства шахтных канатов, выпускаемых в цехе № 3, необходимых при восстановлении производства В Донбассе и Кривом Роге.
Совещание придало импульс совершенствованию производства таких канатов. По тоннажу цех № 3 в послевоенное время долго держался на одном уровне в 10-11 тысяч тонн в год. За 12 месяцев 1958 года было произведено 16102 тонны. Здесь впервые освоили производство нераскручивающихся канатов, канатов с линейным касанием проволоки.
Стоит отметить интересный факт: первые канаты изготавливались на немецких канатных машинах «Мейслер». На одной из таких опытные канатчики КЦ 3 3 производят продукцию и сегодня.
Максимальная загрузка
Начальником канатного цеха № 3 с 1989 по 1996 год был Анатолий Петров. По его воспоминаниям, в конце восьмидесятых годов цех, согласно государственному плану, выпускал в месяц порядка 3000 тонн канатов.
В основном это были талевые и грозозащитные канаты больших диаметров. Делали и военные заказы. В частности, телескопические канаты единой длиной в 5-11 километров, применяемые на высотных истребителях для дальней радиосвязи. Такая антенна длиной в несколько километров в полёте разматывалась и после сеанса связи с базой вновь сматывалась в самолёт. Все переходы с одного диаметра на другой на таком «телескопе» заваривались и обжимались специальными втулками. В города Нижний Тагил и Курган для бронетехники цех поставлял буксирные канаты. К ним военные предъявляли особо высокие требования по нераскручиваемости, гибкости, мерной длине, стреле прогиба и други параметрам. Постоянно и очень плотно сотрудничали со специалистами ЦЗЛ, разрабатывающими канатные новинки.
В тесном сотрудничестве с ЦЗЛ
В ЦЗЛ всегда одним из приоритетных направлений была разработка новых видов канатов. Ещё до строительства цеха металлокорда в ЦЗЛ разрабатывалась технология изготовления для него особой проволоки.
В 1961 году на комбинате вошёл в строй третий по счёту канатный цех – первый в стране цех по производству металлического корда для армирования автомобильных и авиационных шин. Группой специалистов комбината был предложен новый способ латунирования проволоки, идущей для изготовления металлокорда.
Цех в тайге
Четвёртым и самым новым стал канатный цех № 2, основанный в начале 90-х годов в посёлке Татлы. Первую продукцию здесь начали выпускать в 1993 году. Предприятие оснащено оборудованием фирмы «SKET», позволяющим выпускать продукцию высокого качества. Гордость цеха – канатовьющая машина MKVS6-1250, на которой изготавливают толстомерные канаты диаметром от 25 до 64 мм, длиной до 1000 метров.
Канатные «изюминки»
Стоит перечислить основные достижения канатчиков комбината, начиная с послевоенного времени и по наши дни. Благодаря специалистам ЦЗЛ была осуществлена разработка технологии изготовления длинномерных высокопрочных коррозионностойких канатов, высокопрочных канатов «Торос», применяемых для военных нужд СССР. Также для нужд военно-промышленного комплекса страны на БМК изготавливали высокопрочный канат специального назначения «Светлана». В 70-80-е годы делали канаты «Телескоп» диаметром 16 мм для специальных условий работы. В 90-е годы – канаты стальные для стеклоподъёмников автомобилей «ВАЗ». Чуть позже – ступенчатые канаты из высокопрочной проволоки для специальных условий работы. В 1995 году началось освоение технологии изготовления канатов из пластически обжатых прядей, в то время широко востребованных в талевых системах буровых установок. В 2003-2004 годах для канатного производства специалисты ЦЗЛ разработали технологию изготовления импульсной трубки, применяемой для подачи химического реагента в зону приёма глубинного насоса при добыче нефти. В 2008 году канатчики комбината освоили ещё одну новинку – высокопрочные арматурные пряди. В настоящее время на предприятии ведутся работы по освоению производства новой продукции – канатов с полимерным покрытием, а также по совершенствованию конструкции канатов с пластически обжатыми прядями и многопрядных канатов.
Источник:
Воробьев, А. Белорецким канатам – 90 лет / А. Воробьев. – Текст : непосредственный // Металлург. – 2015. – № 33. – С. 1, 3.