Авиаканатному – 85!

В этом году авиаканатному цеху № 5, который в настоящее время является одним из участков КЦ № 3, исполнилось 85 лет.

Мы вспомнили значимые события жизни этого подразделения, листая страницы истории и беседуя с людьми, которые писали фрагменты летописи своим трудом.

Назад в XX век

История цеха берёт начало в середине 30-х годов прошлого столетия. Интенсивно развивающийся оборонный комплекс диктовал условия для внедрения в производство новой продукции, отвечающей высоким требованиям современности.

В 1935 году на сталепроволочно-канатном заводе был построен двухэтажный корпус, на первом этаже которого разместили производство автоплетёнки для армирования автомобильных шин, а на втором – тончайших авиационных канатов.

Работа над автоплетёнкой началась ещё в 1932 году. Первые станки, на которых учились плести металлическую сетку методом плоского шнурового плетения, были установлены в отделении крупного волочения сталепроволочного цеха. После случившегося пожара оборудование временно разместили в другом здании, а затем перенесли в пятый цех. Метод плетения изменился: стала применяться технология так называемого металлоткачества.

Первые метры канатов были выпущены в 1936 году, и объем производства набирал обороты. Так, в 1937 году было изготовлено 2 129 тонн, а в 1940 – уже 4 000 тонн продукции.

Канаты перематывались и проверялись по всей длине. Но, несмотря на то, что они не вызывали нареканий, их рабочий ресурс был довольно низким. На технической конференции отметили, что белорецкие канаты приходится менять через 20-80 лётных часов, поэтому необходимо увеличить их работоспособность до 150 часов.

В 1937 году был освоен выпуск аэростатных канатов. Вся проволока диаметром 0,34-0,4 миллиметра, из которой свивался двух-, трёхкилометровый трос, обязательно должна была быть однородной. Изготавливать такой трос могли только хорошо подготовленные работники.

В годы войны почти вся продукция пятого цеха шла на оборонные нужды – люди трудились на благо Победы на пределе возможностей.

В 1954 году была проведена трудоёмкая работа по реорганизации цеха. Дело в том, что канатные машины сигарного типа на втором этаже при эксплуатации вызывали сильную вибрацию, из-за чего могло произойти постепенное разрушение здания. Приняли решение поменять местами автоплетёночное и авиаканатное отделения. На первый этаж нужно было перенести сотню прядевьющих машин, на второй – поднять 82 автоплетеночных станка. «Переезд» длился целый год, без отрыва от производственного процесса. Но с течением времени некогда востребованная автоплетёнка стала сдавать позиции: на смену ей пришла другая металлическая арматура для шинного производства — металлокорд.

Рост производства в пятом цехе шёл в основном за счёт особо тонких канатов, причём в пятидесятые годы вес произведённой продукции уменьшился по сравнению с военным периодом. Это связано с тем, что «квалифицированные», тончайшие изделия день за днём занимали лидирующие позиции в объёме производства.

В 80-е годы автоплетёночное отделение полностью ликвидировали. Появились современные канатные машины фирмы SKET. Разработаны и внедрены новые виды канатов: длинномерные, высокопрочные, оцинкованные, биметаллические, с токопроводящим проводом и другие.

Сегодня участок № 2 КЦ № 3 по-прежнему выпускает высококачественную продукцию, востребованную в различных областях: авиационные, грузовые и грузолюдские канаты, а также особо ценные нержавеющие и маломагнитные. Диаметр деликатного сортамента варьируется от 0,6 до 14,5 миллиметра.

Первые в пятом

– Этот снимок был сделан 8 июля 1996 года накануне 60-летнего юбилея пятого цеха, – рассказывает ветеран БМК Наталья Колганова. – В то время традиционными были соревнования между цехами, а также борьба за первенство среди коллективов одного подразделения. Тогда наша смена, где я была старшим мастером, стала победителем.

Заветная цель достигалась тяжёлым трудом, невероятным упорством и стремлением каждого не только самому стать лидером, но и помочь другим сработать так, чтобы весь коллектив показал высокий результат. Наградой было звание лучших, уважение и денежная премия.

Среди работников смены отличные показатели всегда демонстрировали бригадир Татьяна Догадайло, канатчики Александр Патрикеев, Юрий Евдокимов, Фарит Шарафутдинов, прядильщики Галина Хлынова, Валентина Кирсанова, Миньсулу Сагадатова, которая также была делегатом профсоюзных съездов.

Яркой и интересной была общественная жизнь. На смене встречных, помимо обсуждения производственных моментов, слушали лекции политического и научного характера, активно участвовали в торжественных парадах и митингах, готовили праздничные концерты, устраивали чаепития.

В душе остаюсь канатчиком

Анатолий Иванович Поликаровский почти полвека достойно трудился на нашем предприятии, 25 лет он посвятил пятому цеху, начав свой путь учеником канатчика. С 1968 по 1976 год возглавлял это подразделение.

Авиаканатному – 85!
Анатолий Иванович Поликаровский

– Продукцию пятого цеха можно смело называть уникальной, – говорит Анатолий Иванович. – В то время она использовалась в авиа- и судостроении, космической отрасли и военной промышленности. Почти 90 процентов заказов контролировалось вторым отделом.

Основную долю производства составляли авиационные канаты диаметром от 1,8 до 9 миллиметров, но в целом сортамент был довольно широким.

У нефтяников были востребованы канаты с токопроводящей жилой диаметром 1,5 миллиметра. Медный сердечник обжимался шестью прядями, обрыв изделия категорически не допускался. К таким канатам, опускавшимся на различную глубину, присоединялся специальный прибор для исследования скважин.

Осваивали канаты длиной 12,5 километра, где чередовались участки различного диаметра, исходя из предполагаемой нагрузки на изделие – так называемые сростки. Данная продукция была доверена самым опытным специалистам, одним из которых был Григорий Иванович Ворожцов. Он работал сверх смены, а за кропотливым производственным процессом тщательно следили сотрудники центральной заводской лаборатории и технического отдела.

Ну и как же не вспомнить знаменитую автоплетёнку для армирования шин техники оборонного значения, обладающую особой прочностью!

Продукция, служившая важнейшим целям, подразумевала высокую меру ответственности. За неё мы отвечали головой. Мне, как начальнику цеха, не раз приходилось тесно сотрудничать с заводами-потребителями, в том числе на месте разбираться в причинах их претензий.

Однажды пришёл вызов в город Ленинск (Байконур), который располагается в Казахстане. В канатах, которые применялись в пусковых установках ракет, был найден дефект: они сгорали при работе. Изучив схему навески канатов и реальную ситуацию, понял, что диаметр изделия не соответствует размеру ролика, и к самой продукции нареканий быть не должно. К сожалению, на итоге протокола это не отразилось: там по-прежнему значилось, что канаты не соответствуют требованиям. Черновик акта, где описал собственный взгляд на проблему, я сохранил и показал директору нашего завода. Мы думали, что теперь наше предприятие получит в лучшем случае серьёзный выговор, о дальнейшем развитии событий даже боялись думать. Но вскоре пришла бумага с отзывом претензии.

В казахстанском Петропавловске, на судостроительном заводе, где выпускали комплектующие для подводных лодок, рассматривал претензию по длине поставляемых нами канатов. Они оказывались короче, чем было необходимо, из-за того, что мы измеряли длину продукции в состоянии натяжения, а здесь этот момент не учитывался. Претензию аннулировали и нашли выход из положения: увеличить метраж канатов.

А на авиационном заводе в Казани канаты быстро выходили из строя. Дело в том, что смазка, нанесённая при производстве, убиралась посредством нагревания и последующего промывания и заменялась смазкой другого состава. При нагреве происходило «старение» проволоки. По новой договорённости мы стали поставлять канаты без смазки.

Анатолием Поликаровским внесено множество ценных рациональных предложений, которые были внедрены в цехе и за его пределами.

– Одно из самых эффективных – совместное изобретение с Михаилом Ивановичем Гридневским: вакуумная установка для пропитки канатов. Благодаря этой технологии смазка проникала по всему сечению каната и таким образом увеличивала срок службы изделия. В пятом цехе по аналогии осуществляли полувакуумную пропитку сердечников.

Вспоминая годы своего труда на комбинате, могу сказать, что пятый цех всегда держал марку, день за днём подтверждая звание цеха коммунистического труда — заслуженное и высокое. И я, сколько бы лет ни пролетело, в душе всегда останусь канатчиком.

Источник:
Королева, О. Авиаканатному – 85! : [в этом году авиаканатному цеху № 5, который в настоящее время является одним из участков КЦ № 3, исполнилось 85 лет] / О. Королева. – Текст : непосредственный // Металлург. – 2021. – № 35. – С. 3.