Пионер в метизном производстве
Белорецкому металлургическому комбинату поручали выполнение самых сложных и уникальных проектов. Многие осваивались белоречанами впервые в СССР.
Остановимся лишь на некоторых из них.
В первой половине 1920-х годов на БМК освоили выпуск стальной проволоки. Без специальной литературы, исключительно опытным путём, пришли к методу патентирования: проволоку нагревали до высоких температур, а потом быстро охлаждали в расплавленном свинце, благодаря чему она приобретала высокие разрывные качества и исключительную способность к холодной деформации. Освоение метода патентирования позволило Советскому Союзу избавиться от необходимости закупок заграничной стальной проволоки.
Особое значение наши заводы (комбинат был разделён на металлургический и сталепроволочно-канатный заводы) имели во время Великой Отечественной войны: до 1943 года никто, кроме Белорецка, не поставлял метизы на танковые, авиационные, артиллерийские и оружейные предприятия страны. В условиях острой нехватки квалифицированных кадров и отсутствия времени на детальную разработку технологий в декабре 1941 года впервые в СССР мартеновским способом была выплавлена шарикоподшипниковая сталь. В начале 1942 года металл диаметром 6 мм был прокатан на катанку для изготовления шарикоподшипниковой проволоки, без которой не сдвинулись бы с места ни машина, ни танк. В 1942-43 годах впервые в стране сталепроволочники начали осваивать волочение труднодеформируемых железо-хромоалюминиевых сталей и сплавов ферритного класса. Это было серьёзным достижением, потому что в продукции остро нуждались предприятия, производившие разные виды вооружения – от стрелкового оружия до реактивных миномётов.
Достижения БМК в пятидесятые годы следовали одно за другим. Был успешно разработан и внедрён в производство новый способ изготовления оцинкованной проволоки, что открыло новый этап в технологии отечественного производства проволоки с покрытиями. В 1951 году освоен выпуск проволоки до 0,009 мм, что позволило СССР отказаться от импорта проволоки микронных диаметров. На следующий год велась разработка и внедрение 8 производство способа холодного волочения высокопрочной проволоки для напряжённо-армированных железобетонных конструкций, начался выпуск ещё одного вида новой продукции – часовых пружин для наручных часов «Звезда» и «Победа».
В 1956 году БМК был избран площадкой для производства нового материала для армирования покрышек тяжёлых грузовых машин. С 1957 по 1960 годы шло освоение технологии термодиффузионного латунирования и изготовления опытного металлокорда, представлявшего собой тончайший трос, свитый из высокопрочной стальной латунированной проволоки диаметром 0,15-0,23 мм с пределом прочности 250 кг/мм-2. Уникальная технология была запатентована и выкуплена предприятиями Японии, ФРГ и других стран. В 1961 году на БМК появился новый цех, ставший родоначальником отечественного металлокорда.
В декабре 1970 года в цехе № 1 был завершён монтаж первой в Советском Союзе опытно-промышленной установки для термической обработки проволоки в «кипящем» слое. В августе группа инженеров разработала и внедрила вакуумную печь для непрерывной высокотемпературной обработки проволоки диаметром 1-3 мм. В 1972 году также впервые в стране была получена высокопрочная проволока диаметром 0,15 мм для получения композиционных материалов «сталь-алюминий» с удельной прочностью и жёсткостью, не уступающим титановым сплавам.
В 1960-1970 годы в стране активно развивалась электронная промышленность, шло освоение космоса. Для этого были нужны современные электроприборы. Возникла потребность в «говорящей» проволоке, способной записывать и воспроизводить звук. На неё можно было заносить и акустические колебания, и магнитную информацию. Микропроволока использовалась для составления электронных программ стыковки космических кораблей, вывода спутников на орбиту. Её стали применять в авиации для оборудования чёрных ящиков. Тонкая как паутинка проволока помогла раскрыть причины многих аварий, а ещё больше – предотвратить благодаря расшифрованным данным. Во всём мире было лишь три предприятия, где производилась такая продукция.
К 1976 году вышел на проектную мощность цех легированной проволоки. Здесь постоянно работали над совершенствованием производства: только для АвтоВАЗа впервые в стране было освоено производство металлических изделий по 20 стандартам с качественными характеристиками на уровне лучших мировых образцов.
БМК по праву можно назвать пионером в освоении новых видов изделий, востребованных в самых разных отраслях экономики страны. Таковым он остаётся и сегодня, по ряду видов продукции по-прежнему являясь единственным производителем в России. К примеру, маломагнитные канаты различных конструкций, использующиеся для оснастки минных тральщиков, выпускаются только на БМК. Или нержавеющие канаты для авиационной и атомной промышленности. А одной из последних канатных новинок предприятия являются многопрядные канаты диаметром до 90 мм, в том числе импортозамещающие – с полимерным покрытием.
Источник:
Пионер в метизном производстве : [многие сложные и уникальные проекты осваивались на БМК впервые в СССР: 1920-1970-ые гг.]. – Текст : непосредственный // Металлург. – 2020. – № 11. – С. 10.