Проверка столетием (история железнодорожного цеха БМК)
Железнодорожники предприятий «Мечела» – люди особой закалки. В непростых порой условиях они ежедневно обеспечивают бесперебойность всех процессов, связанных с перемещением грузов. От их эффективной работы во многом зависит поддержание благоприятных условий на производствах. Сегодня мы расскажем о том, как зарождалась история развития железнодорожного транспорта на наших предприятиях, и какое развитие отрасль получила сегодня.
О том, что представляет собой железнодорожный цех сегодня, мы рассказали на первой странице. А теперь вернёмся на 109 лет назад…
Днём рождения белорецкой железной дороги – ныне ЖДЦ Белорецкого металлургического комбината – считается 6 августа 1912 года, когда первый паровоз германской фирмы «Артур Коппель» прибыл в Тирлян по узкоколейной железной дороге и длинный гудок провозгласил новые перспективы для владельца белорецких и тирлянского заводов — немецкой фирмы «Вогау».
Открытие железной дороги в Белорецке состоялось в 1914-м. За первый год эксплуатации по ней был перевезено 216 тысяч тонн грузов. По «железке» везли всё необходимое для выплавки чугуна и стали, производства проката и метизов. Среди основных грузов былиькаменный и древесный уголь, металлический лом, мазут, кислоты, кокс, гравий, щебень, доломит.
На станцию Запрудовку для перегрузки на широкую колею вывозилась готовая металлопродукция, которая отныне имела круглогодичный выход к потребителям. С появлением железной дороги жизнь металлургического завода преобразилась, а посёлок Белорецк вырос и превратился в город.
Особое значение приобрела железная дорога в годы Великой Отечественной. Повышение объёмов основных видов продукции комбината – стали, проката, метизных изделий, стального листа – достигло максимальных объёмов. Одновременно росла и роль ЖДЦ. Тонно-километры, безаварийная работа – всё это бралось под жёсткий контроль. Можно только представить, что означало бы для оборонных заводов прерывание даже на короткий срок поставок с белорецкой «Жемчужины» (такой позывной был у БМК в годы войны) высоколегированных марок стали или пружинной проволоки, используемой практически во всех видах стрелкового оружия.
В течение долгих лет железная дорога была единственной транспортной магистралью, по которой на комбинат поступали необходимые материалы, а отсюда — металлопродукция.
О роли «железки» для БМК можно рассказывать долго. Но это уже сделано корреспондентом «Металлурга» Андреем Воробьёвым и ветераном комбината Лидией Кругловой, которые девять лет назад создали поистине уникальный труд – книгу «Империя БЖД», которая была выпущена к столетию белорецкой железной дороги.
Источник:
Проверка столетием : [история железнодорожного цеха БМК]. – Текст : непосредственный // Металлург. – 2021. – № 30. – С. 2.