Ценой собственной жизни
1 октября исполнится 80 лет со дня трагедии в доменном цехе Белорецкого металлургического завода, когда из-за аварии погибло семь рабочих.
Перечислим тех, чьи имена были известны: Кирилл Гаврилович Манкаш, Фёдор Семёнович Косоротов, Иван Александрович Тяжельников, Иван Иванович Каукин. Все они похоронены на старом кладбище в Заматинском районе.
История по крупицам
К сожалению, сегодня восстановить картину произошедшего невозможно: слишком много прошло времени. Мы можем опираться лишь на воспоминания белоречан.
Начнём с публикации газеты «Металлург» № 23 от 5 июня 2010 года, построенной на повествовании бывшего начальник доменного цеха Вячеслава Даниловича Никитина. Он работал вместе с одним из доменщиков, пережившим ту страшную аварию, – Алексеем Васильевичем Сатониным — и попытался восстановить события по его рассказам.
В то время доменные печи были построены по типу старых немецких и английских печей. Они были выложены из огнеупорного кирпича и стянуты обручами из толстого железа.
Доменная плавка – процесс сложный, материал в её ходе опускается на низ печи под собственным весом. Но иногда из-за неравномерности смешивания руды и угля в печи образуются так называемые подвисания шихты. И хотя у доменщиков есть ряд приёмов, позволяющих возобновить ровный ход печи, иногда не помогают и они. Вот так и случилось в ту октябрьскую смену. Когда очередная смена горновых приступила к работе, печь «висела» уже часов десять. Шихта не хотела садиться, не помогали и все известные способы, предусмотренные для таких случаев. Мастер сделал очередную попытку осадить шихту, выпустив перед этим чугун и шлак. Отметим, что, если бы авария произошла до выпуска чугуна, жертв было бы намного больше.
Внучка Ивана Ивановича Каукина, Валентина Васильевна Шатохина, поделилась воспоминаниями детства: её бабушка рассказывала, что муж был мастером в той смене и ставил руководство цеха в известность об изношенности печей. Однако ему было приказано довести плавку до конца. Оно и понятно: в тылу ковали Победу, именно это было главным.
Критическая точка зависшей шихты в печи достигла своего максимума, и после многочасового зависания она с грохотом обвалилась вниз. В печи образовалось разряжение, вызвавшее всасывание большого количества наружного воздуха, который, соединившись с раскалёнными печными газами, вызвал сильнейшей силы хлопок, практически взрыв. Это повлекло за собой разрушение кирпичной кладки печи между железными обручами. Раскалённая шихта массой в несколько десятков тонн вывалилась на площадку между двумя доменными печами, прямо на горновых и их подручных, находившихся на своих рабочих местах. Горячие воздух и газы температурой под тысячу градусов, словно вихрь, вырвались на свободу. Горело всё. В мгновение ока вспыхнул рабочий инструмент, одежда, люди. Рикошетя от конструкций печей по рабочей площадке, словно снаряды, летали баллоны с жидким кислородом, которые от такой температуры превратились в орудия убийства…
Белорецкая больница была переполнена обожжёнными и покалеченными людьми. Семерых доменщиков не стало. А фронт тем временем катился на запад, и до Победы оставалось меньше шести месяцев.
Восстанавливая события
В этом году Валентина Васильевна Шатохина задалась вопросом, кто были ещё трое погибших в доменном цехе 1 октября 1944 года. На её просьбу помочь восстановить имена, откликнулись две женщины. Одна из них рассказала о захоронении на кладбище в селе Ломовка Сергея Степановича Горелова – это имя пятого доменщика.
Вторая женщина, Лидия Гавриловна Репина, показала нам две могилы на старом кладбище в посёлке Октябрьском, памятники на которых не менялись с момента захоронения. Ни имён, ни фамилий, ни дат рождения и смерти. Восстановить данные нет никакой возможности.
– Моя мама, Анна Григорьевна Сокова, говорила, что здесь лежат доменщики, погибшие при аварии в доменном цехе, – поясняет Лидия Гавриловна. — Наверное, их родственники умерли или разъехались, поэтому мама обирала могилы от травы, ставила искусственные цветы, подавала милостыню за помин их души. Потом её дело продолжила я, пока были силы и здоровье. Имён этих людей я, к сожалению, не знаю.
1 октября 2024 года на совещании руководителей БМК будет объявлена минута молчания в память о погибших в доменном цехе 80 лет назад. В этот же день на кладбище в Заматинском районе соберутся родственники погибших, представители комбината, чтобы почтить память тех, кто отдал свою жизнь во имя Победы.
Во время Великой Отечественной войны люди гибли не только на фронте. Гибли и здесь, в тылу: от постоянной переработки, отсутствия отдыха, недоедания, болезней…
Вечная память всем приближавшим Победу!
В музее трудовой славы БМК размещена памятная табличка, на которой перечислены имена погибших доменщиков. Пока их четыре. Мы призываем откликнуться всех, кто владеет информацией о людях, ставших жертвой страшной аварии в доменном цехе 80 лет назад.
Источник:
1. Воробьев, А. Ценой собственной жизни : [1 октября исполнится 80 лет со дня трагедии в доменном цехе Белорецкого металлургического завода, когда из-за аварии погибло семь рабочих] / А. Воробьев, Т. Кожевникова. – Текст : непосредственный // Металлург. – 2024. – № 37 (28.09). – С. 2.
2. Воробьев, А. Ценой собственной жизни : [1 октября исполнится 80 лет со дня трагедии в доменном цехе Белорецкого металлургического завода, когда из-за аварии погибло семь рабочих] / А. Воробьев, Т. Кожевникова. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2024. – 27 сентября. – С. 3.