Эпизоды смутного времени
Как ни крути, а мы с вами живём в непростое время. Причём началось оно вовсе не вчера. И то, что после введения очередных санкций наша страна должна была ответить чем-то конкретным, ни у кого не вызывало сомнений. Тем более что отвечать на вызовы времени нас научили ещё в конце 80-х годов прошлого столетия.
Как и для всей страны, период конца 80-х, девяностые и начало нового столетия для работников Белорецкого завода тракторных рессор и пружин надолго остался в памяти как время реформ.
Сначала практически всё было непонятно, а потом мы узнали, что так завод переходит на рыночные отношения и хозрасчёт. В стране начался полный распад экономики и централизованного планирования. Производственные связи нещадно рвались.
Сначала была распущена компартия – единый орган, ведущий страну в светлым вершинам процветания и народного благосостояния. Потом развалился соцлагерь восточно-европейских стран. Могучий СССР превратился в Союз независимых государств. В итоге преобразований и приватизации остановилось производство во всех сферах жизнедеятельности.
Большинство руководителей всех рангов понятия не имели, как работать в новых условиях, все выкручивались как могли, чтобы найти правильный выход из создавшегося положения. Это было трудное время. Ни правительство, ни министерства не могли определить задачи и способы выбора дальнейшего пути. Это было, как блуждание в потёмках или в тумане, как в мутной воде. Но заводчане не падали духом. Если было нужно – затягивали пояса, терпеливо и сознательно пытались не потерять достигнутое и как-то наладить работу.
Выросла роль рабочих собраний, инициатив, предложений по снижению затрат на производство, расширение ассортимента выпускаемой продукции и её конкурентоспособности. Описывать эти мытарства и потуги по прошествии стольких лет нет необходимости. Но отдельные эпизоды этого мутного или смутного времени хотелось бы вспомнить, ведь они способствовали выходу из кризисной ситуации.
Основным направлением политики завода в это время были изучение и внедрение передового опыта рабочих в рыночных отношениях, в том числе и зарубежного рынка сбыта; расширение технических возможностей оборудования, создание совместных производств. Внедрялись новые технологии, материалы и изделия. Нужно было снизить и налоговое бремя. Делали это за счет освобождения от ненужного, незагруженного оборудования, зданий и сооружений, а также уплотнения производственных площадей. Экономили во всём: в сырье, материалах, энергоресурсах (газе, электроэнергии, тепле, воде) и так далее.
Попытка пробиться в Европу
В 1989 году завод достиг наивысших объемов производства, производительности труда, развития социальной сферы. На фоне международных событий рушатся старые производственные связи с рядом стран соцлагеря и капстран. Исчезает взаимовыгодная интеграция труда. Наш завод был вычеркнут из списка важнейших строек страны.
Используя разветвлённую сеть потребителей нашей продукции и длительные производственные связи, мы пытались найти новых партнеров и что-то от этого получать. Запросы в министерство увенчались успехом: оттуда сообщили, что несколько предприятий Дании, Италии, Швеции, Словакии ищут соратников, поставщиков деталей и комплектующих. Возможно, они решили, по сообщениям СМИ, что в разорённой России можно приобрести всё задаром.
Весной 1990-го мы получили вызов от Словакии на посещение металлообрабатывающего завода в городе Брезова-под-Брадлом, но поехать туда мы смогли только осенью. Всё из-за майского паводка, когда вместо демонстрации нам пришлось спасать материалы, готовую продукцию, имущество и часть оборудования. Размещали всё это мы на площадях рессорного цеха. С помощью привлечённых специалистов других заводов отрасли через пару месяцев мы полностью восстановили и запустили производство, а затем уже организовали командировку.
Первые впечатления
Хвалёная заграница после пограничной станции встретила нас болтанкой в вагоне, который дёргался на стыках. Его болтало так, что передвигаться можно было, только держась за что-нибудь. Наши дороги с более широкой колеёй были намного лучше, поэтому предыдущую ночь мы спокойно проспали.
Нас должны были встретить на станции райцентра Сеница. На перроне уже стояли двое мужчин невысокого роста в одинаковых комбинезонах и бейсболках. Один держал в руках табличку с надписью «Россия», а другой махал рукой и покрикивал: «Берецк, Берецк!» Мы догадались, что они ждут точно нас.
После встречи нас по двое усадили в «Лады», а наш водитель Иржи, как оказалось немного говорящий по-русски, сказал:
– Это же ваши «Лады» – отличные машины! – и громко причмокнул.
По его рассказам мы узнали, что до недавнего времени в их городе располагался контингент войск СССР, всё было нормально. Большинство жителей знали русский язык, его в школах изучали наряду с английским. На прощание он подарил мне зажигалку со словами:
– Прикуривать от спичек неэтично!
Буквально через полчаса мы подъехали к двухэтажному опалубленному строению, на крыльцо выпорхнула круглолицая блондинка:
– Милости просим проходить! Сейчас немного покушать и четыре часа отдыхать.
Нам предложили на выбор что-то похожее на йогурт, чай или кофе, горячие булочки и печенье.
Разместившись в двухместных комнатах (2 койки, тумбочки, холодильник, душевая кабина, платяной шкаф), часа три мы поспали. А потом нас разбудил высокий парень, он представился гидом Йошкой. Нас опять угостили чаем и повезли на экскурсию в крепость на гору Брадло. По дороге объяснили, что директор нас примет через два часа.
Знакомство с заводом
Когда подъехали к заводу, мы были удивлены количеством припаркованных машин. Иржи усмехнулся:
– Что, у вас такого нет? У нас через пару лет будут выборы президента. И теперь практически любой работающий за адресный беспроцентный кредит может получить подержанный авто за приемлемую цену. Страну нашпиговали всем, чем только можно, чтобы показать, что капитализм – это изобилие всего…
Вслед за гидом мы поднялись в приёмную руководителя завода, а потом – в переговорную. Вскоре к нам пришёл шеф – пан Боргула, который сказал, что он прекрасно знает нашу страну, так как работал несколько лет в посольстве.
– Первоначально мы занимались комплектующими для концерна «Шкода» и авиапредприятий, – пояснил директор. – Но скоро грядёт разделение государства, и головные заводы уйдут в Чехию. Будет перепрофилирование. Мы имеем разрешение на продажу излишков оборудования, даже за рубеж. Есть цех машиностроения, чертежи для оборудования вашего профиля, производства метизов, а также для подъёмников горнолыжных трасс.
После обеда будет полноценная экскурсия, точнее – знакомство с нашим производством, – продолжил пан Боргула. – А потом – деловые переговоры. Подпишем условия взаиморасчётов, подготовим протоколы намерения и развития деловых отношений.
При обходе нас сопровождали начальник производства, технолог и Йошка. Конечно, нас в первую очередь интересовало оборудование для металлообработки и изготовления проволоки, пружин, сетки, метизов. Оно было в основном немецкого, итальянского производства, часть они изготовили сами. Имелись и уникальные станки без ручных операций для пружин растяжения, кручения и фигурных. Понравилось, что все работники предприятия были в униформе. Но особенно нас шокировали бытовые помещения для мужчин. Там все стены и шкафчики были разукрашены картинками эротического содержания.
Городские встречи
По нашей просьбе после завершения экскурсии нас подвезли до центра города, и мы прогулялись пешком. Зашли в первый же попавшийся магазин и были буквально ошеломлены увиденным: десятка три вида колбас, бутылочного и баночного пива, всевозможные виды печенья, вафли, хлебобулочные изделия, соки, напитки, многообразные виды шоколадных батончиков, жвачек и прочего… Тогда как у нас дома в гастрономах красовались пустые полки и несколько баночек морской капусты.
Вечером после обследования холодильников в наших номерах, где всё также должно было разнообразить наше пребывание, состоялись горячие дискуссии по увиденному.
Следующие два дня прошли в деловых встречах, обсуждениях, рассмотрениях предложений. За это время нам оформили билеты для выезда.
В последний день была экскурсия в райцентр Сеница, где случайно состоялась интересная встреча. Проходя по центру городка, мы увидели толпу народа, окружавшую высокую площадку, на которой выступали артисты в национальных костюмах.
– Это, наверное, предвыборное мероприятие, – предположил Йошка.
И точно. Обогнув толпу, мы пошли к своей машине. Вдруг впереди резко затормозили два авто, из них выскочили несколько человек и пошли нам навстречу.
– В сторону, в сторону! – командовали двое впереди идущих.
Мы отступили к стене здания, обсуждая, что это за люди. Один из них остановился и, пожимая нам руки, скороговоркой произнёс:
– Русские?! Очень рад, очень рад!
Мы проводили его взглядом и обратились за разъяснением к нашему гиду. Тот пожал плечами:
– Скорее всего, это кандидат в президенты Гавел. Агитация уже началась.
Едем домой и подводим итоги
На другое утро из Братиславы фирменным поездом без тряски и болтанки мы двинулись домой, увозя кипу документов и массу впечатлений. Главная цель командировки была достигнута: есть контакт, есть взаимный интерес.
Словаки – народ деловой и благожелательный. Они помнили, кто был их освободителем от фашизма. Рабочий день у них начинался в шесть-семь часов. В свободное время они могли подрабатывать. И тогда по рыночным отношениям они шли впереди нас, вкусив все блага западной цивилизации после вступления в ВТО. Пользовались словаки и кредитной системой, которая позволяла приобретать недвижимость, приличный легковой или грузовой транспорт, любое имущество, организовать своё дело и многое другое.
Частный бизнес позволил словакам расширить сферу услуг, развивать индивидуальное строительство, увеличив число рабочих мест и занятость населения. Молодёжь, кроме сексуальной революции, получила возможность работать и учиться за рубежом.
Руководством нашего завода, а затем города и республики были рассмотрены документы по созданию на базе БЗТРП советско-словацкого предприятия. Подписали протокол о намерениях и договор о взаимном сотрудничестве.
Делегация из Словакии не заставила себя долго ждать. Они ознакомились с нашим заводом, были оформлены все нюансы финансовых и производственных взаимоотношений, а на следующий год пришло оборудование: станки и автоматы для изготовления спецпружин холодной навивки. На выделенных площадях смонтировали оборудование, обучили персонал. В Совете министров зарегистрировали совместное предприятие «Интрепружина», которое просуществовало несколько лет. И мы были вправе этим гордиться.
Наши взаимоотношения позволили осуществлять обмен специалистами, передовым опытом, организовывать посещение промышленных выставок, расширить коммерческие и производственно-сбытовые связи с рядом предприятий наших стран.
Пару раз приезжал в Белорецк и директор словацкого завода господин Боргула с представителями других фирм, которые осуществили изготовление и установку канатных подъемников в горнолыжных центрах на Мраткино, в Абзаково, на Банном и ещё где-то.
А то, что нам обещал пан Боргула на переговорах в Словакии, скоро осуществилось: ВТО через пару лет нашпиговало наши магазины морем продуктов и прочего. Но я прекрасно помню, как первые представители Брезовского завода нам сказали:
– У нас все СМИ трещат о том, что в России голод и разруха. А мы, когда ехали к вам из аэропорта, видели десятки коровьих стад и табунов. Значит, врут!
Мы постарались не разочаровывать гостей.
Продолжение следует
Источник:
Калмыков, В. М. Эпизоды смутного времени : [Белорецкий завод рессор и пружин в 1980-1990-ые гг.] / В. М. Калмыков. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2023. – 17 ноября. – С. 12.
Эпизоды смутного времени
Продолжение.
Начало в номере за 17 ноября
Китайский вариант
Анализируя рынки сбыта пружин горячей навивки из сложнолегированных марок стали, опытные партии которых прошли испытания и увеличивали срок службы трелёвочных тракторов, мы пришли в выводу, что производство их в начале 90-х годов на Онежском и Алтайском тракторных заводах было остановлено.
Получалось, что теперь лесопромышленные комплексы и их работоспособность зависят от поставок запасных частей. Дефицитом является и наша продукция – пружины натяжения, гусеницы и пальцы трака.
На громадных просторах Сибири и Дальнего Востока работало множество трелёвщиков и другой техники. Первичная проработка показала, что интерес к нашим пружинам, пальцам трака, рессорам есть. Возможно, значительный. Правда, расчет предполагался только по бартеру: продукцией или товарами лёгкой промышленности китайского производства.
Для решения этих вопросов на месте был командирован коммерческий директор. Результаты его поездки обнадёживали. Кроме представителей закупочных компаний, удалось встретиться с представителями китайских фирм, которых интересовали прямые поставки нашей продукции. После переписки и встречи в Благовещенске нам был предложен ряд китайских товаров. Состоялся первый товарообмен. Сделка оказалась выгодной и по дефицитным товарам, и по цене.
Что мы в то время знали о Китае? Как писали наши СМИ, там был промышленный бум. В каждой деревушке стояли самодельные печи для выплавки чугуна и стали, а местные артели пытались копировать и воспроизводить что только можно.
Качество и стоимость детских игрушек, к примеру, впечатляли. В отличие от изделий из тонкостенного металла с прочностью фольги: велосипедики, креслица, стульчики. Как живут жители Поднебесной, я знал из рассказа знакомой, которая совершила туда вояж в качестве челнока. Ознакомившись со всеми нюансами загранпоездки, она приготовила для бартера вещи, которые имели там цену и спрос. Я запомнил: на себя – две шинели, какую-то бижутерию, давилки для чеснока и два карбюратора (в пакете между ног, чтобы пройти таможню). После границы их на поезде, где по стенам и потолку бегали полчища тараканов, довезли до какого-то города. Там они провели в гостинице ночь. И в придачу к уже знакомым насекомым там добавились еще и клопы. Утром на автобусе наших туристов довезли до какого-то пустыря (возможно, стадиона), посреди которого стояло много столов. Потом объяснили, что делать дальше. Это было место для торгов. Продавцы стояли внутри. Скоро, как из табакерки, появилась толпа китаянок со своим товаром. И начался товарообмен. Всё было похоже на какую-то вакханалию, но потом стало понятно, что кому надо. Оказалось, что пугающие крики: «Подлюка, подлюка!» — означали не что иное, как «подруга».
Несколько блюстителей бесцеремонно наводили порядок по ту сторону столов. Через пару часов миссия товарообмена закончилась. На обратном пути опытные челночницы помогли благополучно пройти новичкам таможенные мытарства.
Дальше – больше. Узнав о том, что у нас есть свободные производственные площади, кузнечно-прессовое и металлообрабатывающее оборудование, китайская сторона предложила на пробу, кроме продукции лёгкой промышленности, несколько простеньких мини-тракторов. Заводчан устроила и цена, и возможности этих машин. Как-то сам собой возник вопрос: а может, попробовать договориться с китайской стороной о производстве этих тракторов у нас? Ведь на заводе уже работал кооператив, выпускающий мотоблоки.
Завязалась переписка. Сделка оказалась выгодной для обеих сторон. Состоялся обмен делегациями.
Те из нас, кто тогда побывал в Китае, обратили внимание на сотни российских вагонов с лесом, рудой, углём, нефтепродуктами, стоящих в многокилометровых очередях по нашу сторону границы.
А ещё удивила китайская еда, особенно жареные кузнечики, жучки, черви, фаршированные змеи, китайская водка, которая продавалась во флакончиках и пахла, как одеколон. Ну и, конечно, нагревательные устройства посреди столов в кафешках и ресторанах.
Ознакомившись с нашими возможностями и проработав совместно финансовую сторону вопроса, китайцы согласились на деловые взаимоотношения. Оговорили объемы выпуска тракторов, возможности получения необходимых разрешений, сроки подготовки и начало производства, ответственность сторон, определили следующие этапы работы.
Сначала Китай должен был поставить 100% комплектующих. Мы на месте должны провести сборку, покраску, испытания и продажу техники.
Затем Китай поставляет уже 80% комплектующих, а мы 20% деталей готовим сами по чертежам (или приобретаем). Потом вновь – собираем, красим, испытываем и продаём.
На третьем этапе Китай поставляет двигатели, колёса, некоторые детали. Мы готовим свою часть (либо приобретаем) и, как и ранее, делаем всё то же до продажи техники.
На последнем этапе должна была пройти корректировка наших взаимоотношений и объёмов по результатам предыдущих договорённостей.
Была проведена громадная работа по нашим возможностям. Проверяли всё: разработку технических ресурсов изготовления деталей, расходы металла и материалов, варианты стендов сборки, трудовые затраты, экономические расчёты и прочее.
Время было беспокойное. В нашей стране начиналась приватизация, повсеместное акционирование и расформирование государственных структур. Процесс заключения договора двигался медленно. А закончилось всё в один день: пришло сообщение правительства о том, что цены и таможенные сборы на изделия из-за рубежа, поставляемые как комплектующие и запасные части, выросли вдвое.
Всё было напрасным: и хлопоты, и наши надежды… Но мы даже не удивились. Такое было время.
Источник:
Калмыков, В. М. Эпизоды смутного времени : [Белорецкий завод рессор и пружин в 1980-1990-ые гг.] / В. М. Калмыков. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2023. – 24 ноября. – С. 11. – Продолжение. Начало : 17 ноября (№ 46), загл. : Эпизоды смутного времени.