Быть лучше во всём!

Белорецкий завод теплового оборудования (БЗТО) получил льготный кредит по линии Министерства промышленности России на модернизацию производства.

– Наше предприятие является первым резидентом ТОСЭР, — говорит Марина Гусынина по пути в производственные цеха. – Знаете, что это такое?

Отвечаю, что знаю. Эта неудобоваримая аббревиатура расшифровывается так: территория опережающего социально-экономического развития.

Марина Валерьевна – директор по развитию и начальник отдела маркетинга ООО «БЗТО». Старожилы города, конечно же, помнят первичное название предприятия – ЗМСИ.

Завод выпускает тепловые пушки, бетоносмесители и автосервисное оборудование. Сегодня предприятие получило большой объем государственной помощи по специальной федеральной программе. Началась обширная модернизация.

По большому счету завод ежегодно участвует во всевозможных программах, связанных с модернизацией производства, но нынешний проект – самый обширный: завод получил шестьдесят миллионов рублей на закупку нового оборудования.

– Обратите внимание на новый пол, по которому мы идем, — говорит мне Марина Валерьевна, когда мы заходим на производство.
Смотрю себе под ноги…

– Модернизация началась именно с этого, — продолжает моя проводница. – Казалось бы, мелочь, но безопасность производственного цикла зависит, в том числе, и от ровного бетонного покрытия в цехах.

Директор по развитию показывает и на новый грузовой лифт, который строится в одном из цехов.

На производстве шумно, у станков работают люди, очень много молодых лиц.

– К нам на производство в дни летних каникул устраиваются на временную работу много студентов и школьников, окончивших старшие классы. – Мы их устраиваем согласно трудовому законодательству.

В качестве подтверждения сказанному Марина Валерьевна знакомит меня с молодым человеком, который ожидает погрузку новых бетоносмесителей на большую тележку, чтобы отвезти их на склад. Он окончил десятый класс и решил попробовать себя на производстве.

– Родители купили мне компьютер, о котором я давно мечтал, — рассказывает он. – Я вообще-то сам хотел его купить, но не успел накопить деньги. Теперь заработаю и отдам родителям всю сумму.

Такой расклад меня, прямо скажем, приятно удивляет: отрадно, что наши дети умеют проявлять такую самостоятельность.

– А это новый агрегат, установленный совсем недавно, — подходим к большой машине. – На этом станке отливаются изделия из полиамида. Это новый класс полимерного состава, который отличается большой надежностью. Мы из полиамида производим венцы для бетоносмесителей.

Рядом со станком – молодая женщина. Знакомимся. Анастасия Тимиргалеева рассказывает, что относительно недолго училась работать на новом станке. На предприятии она трудится уже двенадцать лет, и ей очень нравится коллектив, в котором она работает. Нравится и новая машина.

– Она все делает сама, — рассказывает Анастасия Валерьевна. – Сама производит засыпку полимерного материала, сама его просушивает, сама отливает необходимые детали.

– Всего мы заказали более двадцати новых станков различной механизации, — уточняет Марина Валерьевна. – Установлены уже четырнадцать.

Заходим на участок сварки заготовительного цеха, где производят комплектующие для дальнейшей сборки готовой продукции.

– Здесь у нас работают роботы, — говорит Марина Гусынина, показывая на агрегаты, которые четко, оперативно, в заданном режиме производят сварку. Красивое зрелище! Как будто видишь кадр из фантастического фильма. Но, неподалеку работают люди, которые вручную сваривают детали. Марина Валерьевна улавливает мое недоумение:

– Без участия рабочих на этом участке обойтись невозможно. Есть задания, которые могут выполнить только человеческие руки.

На этом участке люди спорят с роботами. Последние пока проигрывают. Знакомлюсь с одним из сварщиков. Борис Яковлевич Яковлев рассказывает, что робот, например, вряд ли сможет сварить стенку привода – это одна из комплектующих.

– Главное в нашей работе – качество и норма выработки, — говорит сварщик. – Причем все это необходимо сочетать не в ущерб друг другу.

Проходим мимо автоматической машины, которая легко и виртуозно гнет трубы. Неподалеку станок, который на языке производственников называется гильотиной. Рабочий в заданных параметрах устанавливает в машину металлические пластины, и огромный нож мгновенно рубит металл, придавая ему определенные формы.

Мое внимание привлекает станок, который режет трубы. Это оборудование тоже было установлено недавно в плане реализации проекта модернизации.

– Обратите внимание, что машина разрезает сразу четыре ряда труб, — комментирует Марина Гусынина. – Производительность станка значительно выше, чем та, которая достигалась на старом оборудовании.

Надо сказать главное: все станки – российского производства. Я помню, всего лишь пять лет назад на всех предприятиях, где довелось бывать, работало исключительно импортное оборудование. Оно, конечно, остается и сегодня, но уже обнаруживается хорошая тенденция, когда западные станки успешно замещаются отечественными.

Оказывается, санкции со стороны западных держав – это, в общем-то, хорошая штука! Поставки импортного оборудования сведены к нулю, и производители, чтобы быть на плаву, теперь просто вынуждены заниматься импортозамещением. Это тот самый случай, когда наших производственников уже не надо призывать быть патриотами, потому что иначе ни одно предприятие не сможет выжить в создавшихся условиях.

Заходим на точильно-фрезерное производство. Здесь также недавно установили новые станки.

Это тоже роботы, которые действуют согласно компьютерной программе. Теперь токарь должен быть еще и программистом.

– Мы изготавливаем различные детали для бетоносмесителей и тепловых пушек, — рассказывает мне оператор станков Азат Калимуллин. – Перед работой я задаю специальную программу, вводя в нее все необходимые параметры. Все просто.

Сегодня на предприятии трудится около трехсот человек.

– У нас есть открытые рабочие вакансии, — говорит Марина Гусынина.

Причем здесь всегда требуются не только квалифицированные специалисты, но и те, кто хотят приобрести профессию на рабочем месте. Предвижу вопрос о зарплате. Ее средний показатель среди работников производственной сферы пока не превышает пятидесяти тысяч рублей. Ключевое слова «пока», потому что в связи с модернизацией производства зарплата наверняка вырастит.

Мы проходим мимо самого шумного участка производственного цикла, где работают гидравлические прессы. Они штампуют ёмкости для бетоносмесителей.

Самый интересный участок, на мой взгляд, это тот, где производится лазерная резка металла. Оборудование работает на основе компьютерного программирования. Здесь тоже установлен новый станок. Он работает слаженно и четко: лазерный луч прожигает металл также легко, как увеличительное стекло, поймав солнечный луч, прожигает тонкий лист бумаги.

Марина Валерьевна знакомит меня с Тимуром Сибагатуллиным. Он занимается программированием станков.

– Человек, который сделал себя сам! – говорит про него руководитель. – Сначала он занимался маркетингом на нашем предприятии, потом самостоятельно освоил программирование. Обязательно напишите о нем.

Тимур Рафаилович несколько смущается:

– Я занимаюсь 3D печатью. Это моё хобби, которое помогло мне освоить станки с числовым управлением.

Инженер-программист говорит, что лазерный станок для резки – это, по большому счету, тот же принтер для 3D печати, только в нем используются иные материалы.

Мы выходим на обширный внутренний двор предприятия, где находятся первичные заготовки для новой продукции.

Встречаюсь с генеральным директором ООО БЗТО Ильей Михайловичем Шнейдером.

– Федеральная программа, в которую мы вошли в плане модернизации, направлена на увеличение производительности труда, — рассказывает он. – Она позволяет обновить парк оборудования и поставить более производительные станки.

– Насколько повысится производительность вашего предприятия?

– Порядка пятнадцати процентов.

Директор показывает мне в сторону нового цеха, который возведен в кратчайшие сроки. Он построен в рамках другой программы, которая осуществляется правительством Башкирии. Цех ещё не пущен в эксплуатацию, сейчас идет наладка производства, выпускать он будет современные и удобные строительные тачки.

– Цех мы планируем запустить в четвертом квартале нынешнего года, — уточняет Илья Шнайдер. – Там будут стоять роботизированные станки.
Напоследок спрашиваю генерального директора завода:

– О чем вы мечтаете?

– Я хочу однажды проснуться утром и радостно осознать, что все рабочие места на нашем предприятии заполнены: люди хорошо зарабатывают, и мы вместе улучшаем этот мир, производя нужную для людей продукцию. Мы должны стать лучше во всем!

Источник:
Гусынина, М. В. Быть лучше во всём! : [о работе Белорецкого завода теплового оборудования (БЗТО). Беседа / записал И. Калугин] / М. В. Гусынина, И. М. Шнайдер. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2024. – 5 июля. – С. 1, 4.