Исторические вехи волочения

На БМК производство проволоки освоили в 1914 году. Но история волочения, конечно, началась намного раньше.

Исторические вехи волочения

Процесс волочения различных видов проволоки от струн музыкальных инструментов до несущих мосты канатов используется тысячи лет. Ещё в древнейшие времена изготавливали проволоку из мягких металлов для украшений и ювелирных изделий. Для получения золотой проволоки заготовку раскатывали в тонкие пластины, которые резали на узкие полоски и сворачивали в спирали. Поверхность такой проволоки была неровной, а форма и площадь её поперечного сечения по длине неодинаковой.

Попытки облегчить кропотливый и тяжёлый труд, желание производить более изящную и тонкую проволоку привели к тому, что постепенно был разработан новый способ получения проволоки. Суть способа заключалась в том, что для сглаживания неровностей, калибрования и уплотнения проволоки её стали проталкивать через отверстия, выполненные в твёрдых материалах. Образцы такой проволоки из золота, датируемые IV тыс. до н. э., найдены в Египте. Впоследствии эта операция выравнивания поверхности проволоки и послужила аналогом волочения.

Огромным шагом вперёд в развитии техники волочения было использование более эффективного железного (стального) волочильного инструмента. Наиболее древними экспонатами могут служить две металлические волочильные доски, найденные в одном из финикийских поселений, возраст которых насчитывает 2 000 лет. Изготовление волочильных досок было сложным делом и требовало больших навыков в металлообработке, поэтому заготовку нужных размеров и с определёнными качествами металла мог изготовить лишь кузнец, обладающий необходимыми знаниями в выплавке и обработке железа. А вот пробивку отверстий делал и волочильщик.

В простейших приспособлениях далёкого прошлого усилие волочения передавалось непосредственно мускулами рук человека. Впоследствии этот способ был несколько усовершенствован благодаря применению так называемого волочильного приспособления с качающимся сиденьем (по типу качелей). Мастер сидел на доске, подвешенной на двух канатах. Волочильная доска забивалась в пень, клещи привязывались к поясу мастера, который захватывал клещами заострённый конец проволоки, продетый в волочильное отверстие, а затем, упираясь ногами в пень, отталкивался назад. За одно отклонение протягивался кусок проволоки длиной около 0,3 м. Повторяя движения несколько раз, волочильщик протягивал весь отрезок проволоки. Таким же образом проволока пропускалась через меньшие отверстия, пока не доводилась до требуемого размера. Такой тип процесса изготовления проволоки использовался вплоть до середины XVII века.

Позже придумывали разное применение рычагов, в виде рычажных клещей и вертикальных и горизонтальных барабанов, затем уже стали применять энергию воды. А клещи (зажим) приводились в движение воротом (эксцентриком) на оси рабочего колеса. XX век – век индустриализации – внёс свои коррективы, и на помощь рабочим пришли пар, затем электроэнергия и многократные волочильные станы, наследницы волочильной доски и качелей.

В двадцатых годах, когда Белорецкий завод начал изготавливать собственную стальную проволоку, освоив процесс патентирования (нагрев проволоки с быстрым охлаждением и выдержкой при определённой температуре), и это стало поистине технической революцией, комиссия при Главметалле ВСНХ СССР пришла к выводу, что завод должен стать центром производства этой продукции в стране. Было освоено десятки новинок, в том числе, кабельной проволоки, семафорной, кардной, автоплётенки, пружинной, игольной, ремизной, гребнечесальной. Белорецкая продукция стала востребованной по всей стране, на сотнях заводов, выпускающих станки и автомобили, двигатели и самолёты, оружие и тракторы.

В первые годы Великой Отечественной войны сталепроволочно-канатный завод № 706 с позывным кодом «Жемчужина» стал играть важнейшую роль единственного поставщика изделий, от которых напрямую зависела обороноспособность страны. Ни одна единица автоматического оружия Советского Союза не смогла бы стрелять без пружинной проволоки, произведённой на БМК. Так, проволока высокого сопротивления и особо высокого сопротивления требовалась в производстве самолётов, пружинная проволока – автомобилей и танков, автоплетёнка – «ЗИСов» и полуторок. Кардная, ремизная, гребнечесальная, игольная проволока были нужны для пошива гимнастёрок, шинелей, парашютов. Специальные сорта рояльной, морской и кабельной проволоки также шли на оборонные заказы, которых с каждым днём становилось всё больше. Белорецк превратился в центр метизной промышленности СССР.

О том, какое волочильное оборудование используется на БМК сегодня и какую продукцию на нём выпускают, мы регулярно рассказываем на страницах газеты.

Источник:
Латохина, И. Исторические вехи волочения : [на БМК производство проволоки освоили в 1914 году. Но история волочения, конечно, началась намного раньше] / И. Латохина. – Текст : непосредственный // Металлург. – 2022. – № 16. – С. 2.