Проверка столетием (история железнодорожного цеха БМК)

Железнодорожники предприятий «Мечела» – люди особой закалки. В непростых порой условиях они ежедневно обеспечивают бесперебойность всех процессов, связанных с перемещением грузов. От их эффективной работы во многом зависит поддержание благоприятных условий на производствах. Сегодня мы расскажем о том, как зарождалась история развития железнодорожного транспорта на наших предприятиях, и какое развитие отрасль получила сегодня.

О том, что представляет собой железнодорожный цех сегодня, мы рассказали на первой странице. А теперь вернёмся на 109 лет назад…

Проверка столетием (история железнодорожного цеха БМК)
Первый паровоз

Днём рождения белорецкой железной дороги – ныне ЖДЦ Белорецкого металлургического комбината – считается 6 августа 1912 года, когда первый паровоз германской фирмы «Артур Коппель» прибыл в Тирлян по узкоколейной железной дороге и длинный гудок провозгласил новые перспективы для владельца белорецких и тирлянского заводов – немецкой фирмы «Вогау».

Проверка столетием (история железнодорожного цеха БМК)
Первый поезд, Белорецк февраль 1914 г.

Открытие железной дороги в Белорецке состоялось в 1914-м. За первый год эксплуатации по ней был перевезено 216 тысяч тонн грузов. По «железке» везли всё необходимое для выплавки чугуна и стали, производства проката и метизов. Среди основных грузов были каменный и древесный уголь, металлический лом, мазут, кислоты, кокс, гравий, щебень, доломит.

Проверка столетием (история железнодорожного цеха БМК)
Первый поезд, Белорецк февраль 1914 г.

На станцию Запрудовку для перегрузки на широкую колею вывозилась готовая металлопродукция, которая отныне имела круглогодичный выход к потребителям. С появлением железной дороги жизнь металлургического завода преобразилась, а посёлок Белорецк вырос и превратился в город.

Проверка столетием (история железнодорожного цеха БМК)
Первый паровоз

Особое значение приобрела железная дорога в годы Великой Отечественной. Повышение объёмов основных видов продукции комбината — стали, проката, метизных изделий, стального листа – достигло максимальных объёмов. Одновременно росла и роль ЖДЦ. Тонно-километры, безаварийная работа – всё это бралось под жёсткий контроль. Можно только представить, что означало бы для оборонных заводов прерывание даже на короткий срок поставок с белорецкой «Жемчужины» (такой позывной был у БМК в годы войны) высоколегированных марок стали или пружинной проволоки, используемой практически во всех видах стрелкового оружия.

В течение долгих лет железная дорога была единственной транспортной магистралью, по которой на комбинат поступали необходимые материалы, а отсюда — металлопродукция.

О роли «железки» для БМК можно рассказывать долго. Но это уже сделано корреспондентом «Металлурга» Андреем Воробьёвым и ветераном комбината Лидией Кругловой, которые девять лет назад создали поистине уникальный труд – книгу «Империя БЖД», которая была выпущена к столетию белорецкой железной дороги.

Источник:
Проверка столетием : [история железнодорожного цеха БМК]. – Текст : непосредственный // Металлург. – 2021. – № 30. – С. 2.