В каждой линии – истории частица
Архив — это всегда бесценный кладезь находок и открытий
Архив ПКО (сейчас ПСО) имеет столь давнюю историю, что никто из ныне здравствующих ветеранов отдела не может вспомнить даты его создания. Он был всегда и всегда будет, — отмечает ветеран БМК, много лет возглавлявший проектно- конструкторский отдел, Александр Тяжельников. — Являясь составной частью отдела, архив выполняет важные функции — систематизацию, хранение, размножение разрабатываемой документации (чертежей, смет) и выдачу их заказчикам. Стоит отметить, что проектная документация заархивирована не только в ПСО, подобное имеется в прокатном цехе, а некоторое время назад архивы существовали и в ряде других цехов, отличаясь тем, что хранимые в них чертежи разрабатывались специализированными проектными институтами, такими как Челябинский ГИПРОМЕЗ. Основу же документации архива ПСО составляет интеллектуальная собственность самого отдела.
Без чертежа не обойтись
Использование архивных чертежей — неотъемлемая часть повседневной работы подразделения.
– У нас хранится как проектно-сметная документация, непосредственно связанная с производством (чертежи деталей, агрегатов, подъемно-транспортного оборудования), так и чертежи архитектурно-строительные, электротехнические, генеральные планы, схемы коммуникаций и другие, – рассказывает начальник ПСО Валерий Богановский. – Разработка новых проектов порой невозможна без конструкторских решений прошлых лет. К примеру, возвращаясь к ранее изготовляемой продукции, поднимаем требуемые графические документы. Любые ремонтные работы не проходят без учёта нагрузок и воздействий на объект, которые также выясняются по чертежам. Они же дают понимание о составе, строении и особенностях эксплуатации.
В этом году для ремонта шлюзов плотины поднимались чертежи гидроузла, на которых можно рассмотреть строение так называемой трёхочковой трубы. Она имеет квадратные стенки, со временем подвергающиеся разрушению под постоянным воздействием воды. Здесь же графическое изображение ходового колеса подъёмного механизма и другие детали. Таким образом, в случае выхода из строя любого узла чертёж поможет найти решение для восстановления.
– Когда разрабатывали проект дренажной канализации двухэтажного здания заводоуправления, пришлось поднимать старинные чертежи 1913 года, – добавляет Александр Сергеевич. – Благодаря им выяснили конструкцию фундамента и на основании полученной информации сделали проект, который сейчас работает.
Обращались и к более поздним чертежам, к примеру, пятидесятых годов, когда разрабатывали проекты по подвалу одиннадцатого цеха. Подземное хозяйство требует тщательного изучения, и вновь не обойтись без графических документов.
Хранились в архивах ПСО чертежи доменного цеха, относящиеся к 1906 году. Цех давно не действует, но сооружение осталось и имеет важную историческую ценность.
Вековой давности чертежи двухэтажного здания заводоуправления, мартеновского, первого прокатного цехов. Они не востребованы, но вызывают чувство гордости, уважения к разработчикам и хранителям.
Графическая летопись
– Когда берёшь в руки чертежи начала прошлого века, возникает трепетное чувство соприкосновения с историей, – отмечает Надежда Ерастова, сорок лет возглавлявшая бюро технической документации ПКО, а ныне находящаяся на заслуженном отдыхе. – Причём все старинные графические изображения нанесены на бумагу вручную, что особенно ценно. Привлекает внимание оформление надписей, выполненных по правилам орфографии того времени. Порой смотришь и удивляешься причудливому шрифту.
Запомнились чертежи 1903-1906 годов старого прокатного цеха, которого сейчас нет, но никогда не поднималась рука списать и отправить в утиль эти изображения. Это не только наша история, но и пример инженерной мысли. Интересны чертежи знаменитого белорецкого деревянного пешеходного моста, относящиеся к 1932-34 годам. Когда решался вопрос о сохранении этого объекта, по запросу мы предоставляли все имевшиеся в архиве отдела графические документы.
Достаточно много чертежей городских сооружений, среди которых здание Центра внешкольной работы. Некогда там располагалась церковь, разрушенная в 1929 году, тогда осталось лишь основание. В 70-80 годы на этом месте располагался районный узел связи, чуть позже наш отдел разрабатывал проект перепланировки сооружения под Дом пионеров. Много и других исторически значимых чертежей, но, на мой взгляд, каждый продукт труда конструктора ценен и заслуживает внимания.
– Я работаю в архиве недавно, – говорит ведущий специалист ПСО Наталья Баукина. – Разбирая чертежи, была удивлена, насколько они уникальны. У меня хранится документация только по металлургической части комбината, а также чертежи некоторых городских объектов. Проектно-сметной документацией сталепроволочной части заведует наш опытный специалист Ольга Иноземцева.
Есть в архиве чертежи, выполненные настолько давно, что, кажется, листаешь летопись города и завода. Причём среди изображений известных объектов – стадиона «Металлург», горнолыжной базы, Дворца культуры – встречались графические планы обычных жилых домов, тренажёров гимнастического городка и детских площадок. Словно оживает прошлое, когда читаешь уже не существующие названия – Караванная улица, Больничная площадь, Фабричный двор, Доломитная фабрика. А рассматривая чертёж 1914 года с надписью – «План части коммерческого тракта, проходящего по земле акционерного общества Белорецких железоделательных заводов Пашковых» (написание изменено в соответствии с современным обликом города.
– Действительно, в архиве хранятся чертежи, выпущенные ранее для сторонних организаций, многие имеют общегородское значение, – отмечает Валерий Борисович. – Так наш отдел после наводнения в посёлке Тирлян проектировал здание больницы, в результате чертежи сохранились. В июне 2020 года на БМК обращались из Управления культурного наследия РБ по вопросу чертежей Дворца культуры металлургов. Приезжал представитель, ознакомился с графическими документами, которые выполнялись начиная с 1929 года.
В основном все чертежи делались на кальке и синьке, более ранние – на тканевой основе. Они не только сохранились, но и читаемы. Причём, пользуясь архивными экземплярами, порой вносим изменения, корректировки. Если чертёж становится некачественным, проводим восстановление подлинника. К примеру, есть чертеж доменной печи, относящийся к 1955 году, с пометкой, что он был восстановлен в семидесятых годах. Сейчас в работе помогает компьютер, где можем проектировать объекты в 3D-измерении, отправлять материал в электронном виде, но бумажные носители заменить нельзя. Они ценны своей наглядностью и удобством в использовании на строительных площадках и при ремонтах. В результате архив продолжает пополняться современными чертежами, визуальный язык которых хранит информацию для будущих поколений.
Источник:
В каждой линии – истории частица : [беседа с сотрудниками архива проектного отдела БМК / записала М. Оглобличева] / А. С. Тяжельников, В. Б. Богановский, Н. Ерастова [и др.] – Текст : непосредственный // Металлург. – 2020. – № 47. – С. 3.