Деревянный мост будет жить

Ситуация с мостом несколько лет находилась в подвешенном состоянии, всё это время он планомерно ветшал, как и любой бесхозный объект. Осенью этого года начали говорить о демонтаже моста, поскольку летом конструкция сооружения частично обрушилась, и по весне его окончательного разрушения было не миновать, что, в свою очередь, могло привести к проблемам со шлюзами и затоплению территорий. Причина веская.

Общественность выступила за сохранение моста, группа белоречан во главе с Марией Бородавкиной стучалась во все инстанции, пытаясь донести мысль, что деревянный мост – это неотъемлемая часть города, что нельзя просто взять и отнять у людей то, что для них дорого. Кроме того, под постами главы республики Радия Хабирова в социальных сетях то и дело появлялись обращения белоречан с просьбой о спасении уникального сооружения. И голос жителей был услышан.

20 ноября  активисты, ратующие за сохранение объекта, встретились с представителями Института развития городов Башкортостана. В итоге появились несколько сценариев развития событий. В то, что мост решат спасти, тогда мало кто верил, но первый диалог между сторонниками совершенно противоположных позиций состоялся.

За дело взялась советник главы Башкортостана по вопросам развития общественного пространства и городской среды Ольга Сарапулова. И уже 2 декабря на встрече в формате «Час городской среды» она рассказала Радию Хабирову и коллегам о сложившейся ситуации, показала первые наработки. На совещании было принято решение провести консервацию сохранных конструкций моста до принятия окончательного решения по его дальнейшей судьбе, запустить разработку проекта благоустройства прилегающей набережной и городского пляжа с целью реализации его уже в 2020 году, а также проработать все возможные варианты по восстановлению моста. А 4 декабря Ольга Сарапулова  вместе с заместителем премьер-министра Правительства — министром жилищно-коммунального хозяйства Борисом Беляевым, а также целой командой специалистов по оценке моста и дальнейшему проектированию была уже в Белорецке. Первым делом поехали на пруд. Даже в нынешнем состоянии мост выглядит величественно, как символ прошедшей эпохи, как связь между поколениями, и, конечно, как арт-объект,  от вида которого перехватывает дыхание.

Деревянный мост будет жить

Открывая совещание, Борис Беляев отметил, что мост находится в плачевном состоянии. Да, он не входит в реестр культурно-исторических памятников Российской Федерации, но для жителей – это самая настоящая история.

— Глава республики Радий Фаритович Хабиров поставил перед нами задачу – мост необходимо восстановить. Обсудили, как сегодня его можно реконструировать. При этом очень важно сохранить первозданный вид, сделать современным, а главное, безопасным. Работы много, давайте будем приступать.

Он также отметил, что протяженность моста 552 метра, аналогов которому нет. Поэтому — это уже визитная карточка не только Белорецка, но и всей республики.

Глава Белорецкого района Владислав Миронов поблагодарил за проделанную работу всех присутствующих, а также руководство республики за принятое решение. Ольга Сарапулова подчеркнула, что мост — это не только объект, который свяжет два берега. Мост — это ещё и выстраивание взаимодействия власти и горожан!

Далее участники совещания приступили к разработке концепции прилегающей к мосту территории. Пляж, стоянка, пространство от лодочной станции до пляжа, Крутой камень и место вокруг него, всё было проработано до мелочей. Действующее кафе на лодочной станции преобразится, в первую очередь там уберут забор, благоустроят набережную до пляжа. Обсудили, что должно быть в летнее время, что зимой, где лыжня, а где место для игры в баскетбол и минифутбол. Можно ли сделать трассу для катания на тюбингах, а самое главное, чтобы он опять стал служить переправой в Нижнее селение, а также представлял интерес для туристов, желающих посмотреть различные объекты на том берегу. Поступила идея и по самому мосту: сделать на середине расширение для смотровой площадки, которая могла бы служить и прекрасным местом для выездных регистраций. Были озвучены и первые бизнес-предложения по продаже сувениров для туристов, которые заинтересовали бы  и местных жителей.  Говорили и о возможности проведения фестиваля, о готовности туроператоров включить мост в обязательную программу посещений. Борис Владимирович отметил, что интересных идей много. Важно, что у команды есть понимание, что мы хотим получить в конечном итоге. Обозначил он и свой взгляд на будущую концепцию, которой будет заниматься Ольга Сарапулова. В частности, он предложил жителям показать свою заинтересованность и провести флешмоб в поддержку строительства моста. Подобные акции могут послужить основанием для финансирования и привлечения внимания на разных уровнях.

Если удастся реализовать всё намеченное, то мы получим совершенно иное пространство и притягательное место не только для горожан, но и многочисленных туристов. К вопросу о том, каким будет мост, ещё предстоит вернуться в ближайшее время, но с проектированием Борис Беляев попросил не затягивать: предварительная дата, когда проект должен быть готов, в том числе и пройти экспертизу, июнь-июль следующего года.

Кроме того, предстоит ещё и определиться с финансированием. По предварительным расчётам, стоимость восстановления моста обойдется в 30-50 миллионов рублей. Потребуется замена опор, ограждения и перекрытия могут быть отчасти восстановлены из сохранившихся деталей, выступая и как реликвия. На содержание моста впоследствии потребуется минимум 120 тысяч рублей в год. Советник главы республики представила несколько способов реализации подобного проекта.

— За счет бюджета мост может быть восстановлен в рамках программы «Формирование комфортной городской среды», но на это могут уйти годы. Потребуется согласование в Минэкономразвития РФ, необходимо будет обосновать бюджетные вложения, разработать проектно-сметную документацию, пройти госэкспертизу, потребуются согласования с федеральными структурами по водным ресурсам. Также объект можно включить в республиканскую адресную инвестиционную программу (РАИП). Здесь серьезно придется поработать администрации района по обоснованию инвестиций и согласованию с отраслевыми ведомствами региона. Возможно финансирование за счет средств «Фонда развития моногородов», который реализует, в том числе, строительство инфраструктурных объектов. В этом случае также потребуется обоснование инвестиций. За счет внебюджета к строительству моста можно привлечь спонсоров, но их пока нет. Другой вариант — краудфандинг — сбор средств жителями.

Сейчас очевидно одно — проект сложный, прежде всего с точки зрения организации процесса. И больше, чем деньги, ему нужен двигатель, — отметила советник главы, — это сообщество жителей, которое смогло бы реализовать своё право на город. 

Источник:

Денисова, Л. Деревянный мост будет жить / Л. Денисова. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2019. – 6 декабря. – С. 2.