Директор
15 мая 2015 года исполнилось 105 лет со дня рождения первого директора нашего металлургического комбината Василия Моисеевича Овчаренко. Судьба распорядилась так, что его не стало 14 мая 1965 года. С того дня прошло 50 лет, и сегодня белоречане стали забывать, что был такой директор.
В. М. Овчаренко родился в 1910 году в семье рабочего в с. Успенка в Донбассе. С одиннадцати лет работал на шахте, осваивая разные профессии и одновременно получая среднее образование. Поступив на вечернее отделение Каменского (ныне Днепродзержинск) металлургического института, и работая в доменном цехе одноименного завода, Василий Моисеевич закончил его в 1931 году. Молодого специалиста направили на Константиновский металлургический завод, где он с 1932 по 1938 год работал начальником смены, затем начальником доменного цеха. Талантливого доменщика в 1938 году направили на Урал, где он был назначен директором строящегося Нижне-Тагильского металлургического завода. В июне 1940 года была запущена первая доменная печь, выплавлены первый чугун и первая сталь. В начале войны Овчаренко получает назначение директором на Кушвинский металлургический завод. Перед ним была поставлена задача освоить новую технологию и наладить производство ферромарганца и феррохрома для выполнения оборонных заказов. С этим заданием он успешно справился. К концу войны Кушвинский завод увеличил производство в два раза. В 1946 году Овчаренко получил назначение на Белорецкий металлургический завод, где в качестве директора проработал 19 лет.
Завод
Белорецкий завод и город после войны имели жалкий вид. В доменном цехе материалы подвозили в вагонетках с помощью лошадей. Доменные печи работали на древесном угле, в шихте была неподготовленная руда, в которой попадались куски размером до 600-800 мм, и их рабочие разбивали кувалдами. Температура дутья была 300-400 градусов. В подобном состоянии были мартеновские печи и прокатные станы. Завод не был обеспечен электроэнергией, транспортом, техникой. Везде превалировал ручной труд. Вот об этом Александр Егоров написал в своей книге «Мы мечтали о жизни достойной». Наверное, были в те годы мечтатели, этакие Маниловы. Наверное, Василий Моисеевич тоже был мечтателем, но он знал, как эти мечты превратить в реальность. Ему были доверены производство и судьбы людей здесь работающих и живущих, и он весь свой талант организатора, блестящего инженера-металлурга посвятил развитию завода, улучшению жизни металлургов, благоустройству нашего города.
Это был каторжный труд. В тяжелейших условиях послевоенных лет, когда все силы и средства страны были направлены на восстановление разрушенных войной тысяч предприятий и городов, Василий Моисеевич умело находил средства и силы на преобразование металлургических цехов и строительство социально значимых объектов. Более 200 объектов было построено под непосредственным его руководством. Преобразился доменный цех. Домны оделись в броню, и стали работать на коксе, который везли с Магнитки через Челябинск до станции Вязовая, затем до Запрудовки, где перегружали из вагонов широкой в вагоны узкой колеи, затем через Тирлян в Белорецк. Для очистки доменного газа была построена электростатическая газоочистка, что позволило улучшить нагрев воздухонагревателей, поднять температуру горячего дутья с 400 до 800 градусов. Очищенный газ пришёл на отопление печей прокатного цеха и котлов паросилового цеха. С лошадиной тяги перевели на электровозную подвоз шихтовых материалов к доменным печам. Для приёмки железнодорожных вагонов с рудой и коксом были построены железобетонные эстакады. Были приобретены две мощные воздуходувные машины. Строительство грануляционного бассейна не только улучшило экологию, но позволило получать прекрасный строительный материал — граншлак, из которого стали делать дешёвые шлакоблоки и строить жильё для металлургов. Были реконструированы мартеновский и прокатный цеха с увеличением мощности мартеновских печей и производительности прокатных станов. Для улучшения санитарно-бытовых условий рабочих были построены административно-бытовые здания мартеновского и прокатного цехов с размещёнными в них столовыми и здравпунктом. Еще в одном построенном большом двухэтажном здании на первом этаже разместилась техническая библиотека, а на втором — общезаводская столовая. Будучи мальчишками, мы наблюдали, как пленные немцы мостили булыжником дороги по улицам Ленина и Трактовой (ныне Блюхера), копали канал от пруда в обвод ГТС и на нём строили гидроэлектростанцию. Она функционировала до 80-х годов и являлась резервным источником электроснабжения доменного и прокатного цехов. Как инженер-доменщик, директор Овчаренко понимал важность процесса подготовки руды к доменной плавке, поэтому была реализована программа технического перевооружения Туканского рудника. Протянутая новая линия электроснабжения позволила запустить дробильно-промывочную фабрику, организовать добычу руды четырёхкубовыми электрическими экскаваторами.
Реконструкции подверглись копровый и огнеупорный цеха, началась разработка карьера Ахмеровской глины. За черту города был вынесен шлаковый отвал. После объединения металлургического и метизного производства и образования комбината, В.М. Овчаренко стал его первым директором. Именно при его непосредственным участии начался расцвет метизного производства. В короткий срок были построены первый в Советском Союзе цех металлокорда, волок, высокопрочной проволоки, начато строительство цеха легированной проволоки, осваивались новые виды продукции. На заводе была подобрана отличная команда высококлассных специалистов-организаторов производства. Борис Самойлович Мазин, главный инженер завода, потом директор металлургического производства. Виктор Иванович Рыньков, В. Смирнов, С.Р. Замулин, Д.Н. Мирошниченко, Г.Я. Коробкин, Д.Л. Никитин, А.П. Богданов, С.Б. Музыканский, М.Л. Подуровский, П.И. Семавин, Б.И. Зароченцев, Ф.С. Сабуров, Н.Ф. Мухин. Выросло целое поколение молодых талантливых руководителей: И.Н. Петухов, ставший затем начальником производственного управления Главметиза, В.П. Миронов, впоследствии главный механик Главметиза, И.И. Бритов, В.Х. Сафонов, В.К. Лихов, впоследствии главный инженер комбината, В.Ф. Светлов, впоследствии зам. директора комбината. Мне посчастливилось со всеми общаться и работать. Каждый из них был незаурядной личностью, под стать нашему Директору. Он вообще считал, что без талантливых, грамотных кадров нельзя развивать производство. Поэтому на завод, а потом и на комбинат всегда был приток молодых специалистов. Только в доменный цех в конце 50-х годов пришли молодые инженеры В.Ф.Светлов, А.А. Барышев, И.В. Яковлев, А.М. Таранец и другие. Попал в эту компанию и я. По решению комиссии по распределению выпускников я должен был остаться на кафедре металлургии чугуна МГМИ. Но Директор посчитал, что выпускник-белоречанин должен поработать на родном предприятии, и попросил руководство института направить меня в доменный цех комбината. В тот год, 55 лет назад, вместе со мной из нашего выпуска пришёл на комбинат целый отряд специалистов: В. Мирошниченко, В. Баранова, Т. Хлёсткина, В. Зимина, С. Терских, В. Чурбанов, внёсших свой вклад в развитие комбината. Директор поддержал желание молодых производственников получать образование без отрыва от производства и решил вопрос открытия у нас, в провинциальном городе, вечернего факультета МГМИ, который уже полвека готовит кадры для предприятий не только нашего города, но и всей страны. Тысячи молодых белоречан получив там высшее образование, стали командирами разного уровня на производстве или исследователями металлургических процессов.
Город
В числе первых выпускников факультета был В.К.Сурин, верный сподвижник Директора и продолжатель его дела по строительству нового города, будущий первый секретарь горкома партии. А город действительно строился новый. Когда Василий Моисеевич приехал сюда, это было настоящее захолустье. Одноэтажный город с деревянными домиками дореволюционной постройки, с двумя улицами — Трактовой и Ленина — мощёными булыжником, деревянными тротуарами по двум центральным улицам, без уличного освещения и без связи, без водоснабжения и канализации. Правда, в предвоенное десятилетие металлургами и сталепроволочниками были построены два Дворца культуры, двухэтажные 30-ти, 48-ми и 72-квартирные жилые дома, первая, десятая и пятнадцатая школы, горполиклиника и роддом, металлургический техникум и тубдиспансер. Война остановила развитие города, а чтобы продолжить строительство в послевоенное время, у республики не было ни конкретного плана, ни средств. Всё зависело теперь от позиции и воли руководителей двух градообразующих предприятий – металлургов и метизников. Овчаренко сумел привлечь к разработке генплана города ведущий в стране Ленинградский институт проектирования городов, по проектам которого строились многие советские города, в том числе и Магнитогорск. При заводе был создан мощный участок хозспособа и Стройдвор для изготовления строительных материалов — шлакоблоков, бетона и штукатурных растворов, столярных изделий. Понимая, что этих сил для воплощения генплана в жизнь недостаточно, Овчаренко привлёк в город специалистов мощнейшего в то время строительного треста «Магнитострой», на базе которого затем в городе был создан трест «Белорецкметаллургстрой».
Строительство города началось с улицы Сталина (ныне улица К. Маркса) от улицы Пушкина. И более 30 лет велось на деньги Минчермета СССР, которые выделялись под развитие Белметкомбината. И Белорецк, вместе с комбинатом, стал преобразовываться, превращаясь в современный город по задумкам ленинградских архитекторов.
Мы не ценим того, что имеем. А ведь площадь Металлургов одна из красивейших в Башкирии. Увенчанная зданием кинотеатра «Металлург», она уже сегодня должна быть отнесена к памятникам культуры. Я хорошо помню, как в 1952 году проходило торжественное собрание во Дворце культуры, на котором происходило награждение металлургов орденами и медалями в честь 200-летия завода. На нём было зачитано поздравление товарища И.В. Сталина с оценкой вклада металлургов в победу над фашизмом, и говорилось о подарке металлургам кинотеатра. Его строительство началось сразу, в тот же год, а уже в 1955 году он стал излюбленным местом отдыха горожан. Стройка шла на виду у всего города, и все часто видели высокую фигуру Овчаренко в чёрном кожаном пальто, который обсуждал ход работ со строителями. Мы, школьники, часто торчали здесь, наблюдая ход строительства, и с каким же благоговением входили в первый раз в этот храм искусства после его открытия! Асфальтирование дорог и тротуаров, строительство водозаборных станций и очистных сооружений, прокладка водопроводных и канализационных магистралей, газификация жилья сначала баллонным газом, затем и природным, когда газ пришёл на комбинат — всё это делалось по решению Овчаренко. По уровню знаний, опыта организатора и решительности ему просто не было равных.
Источник:
Никитин, В. Директор [Текст] : [15 мая 2015 года исполнилось 105 лет со дня рождения первого директора нашего металлургического комбината Василия Моисеевича Овчаренко] / В. Никитин // Белорецкий рабочий. – 2015. – 16 июля. – С. 3.