Глядя на старинные предметы, с любовью вспоминаем о людях

Нашу постоянную рубрику «Ностальгия» продолжает пополнять Мария Леонидовна Захарикова, которая прислала в редакцию новые рассказы и чудесные фотографии.

Старый альбом

Перебирая старые фотографии, обратила внимание на эту. Здесь запечатлена моя бабушка Ксения Васильевна Захарикова в окружении пяти дочерей, двух сыновей, зятьёв, снохи и восьми внуков (всего у неё их было 16). Бабушка была дочерью белорецкого купца Василия Горюнова, дом которого располагался на перекрёстке нынешних улиц Кирова и Ленина.

Дом был большой, двухэтажный, при нём была и своя торговая лавка. После революции здание конфисковали, и в нём размещались городские учреждения.

А бабушка, рано овдовев, все же смогла сохранить дружную семью, уют в доме, который всегда славился гостеприимством, вырастить детей и дать им образование. Дочери закончили гимназию, а сыновья — высшие начальные училища, что дало им возможность заниматься бухгалтерской деятельностью. Все внуки и правнуки также получили образование, двое из них стали дипломатами. Бабушка была очень мудрой и умной женщиной, пользовалась большим уважением не только среди родных, но и всех знакомых. Этот снимок был сделан в саду у дома, и он отлично передаёт ту атмосферу дружной и любящей семьи. К сожалению, не многие наши современники могут похвастаться этим.

Керосиновая эпоха

Прочитала в газете рассказ «При свете керосиновой лампы» и решила поделиться своими воспоминаниями о керосиновой эпохе. Действительно, те годы были эпохой, память о ней хранится не только в подвалах и кладовках.

Глядя на старинные предметы, с любовью вспоминаем о людях

Посмотрите на эту лампу. Хотя она керосиновая и ей больше ста лет, в ней так много изящества и красоты. Лампа не только освещала, но и служила украшением стола моего дедушки Ивана Леонтьевича Захарикова, главного кассира Тамьяно-Катайского кантона. В его доме было несколько подобных ламп: настольные и подвесные, со стеклянными абажурами. Жаль, что многое не сохранилось, но эта прелестная штучка дожила до наших дней. Произошло это ещё и потому, что ей была дана новая жизнь: лампу переделали в электрическую. Вместо обычного стекла поставили плафон, а горелку заменили электрическим патроном. И она до сих пор радует нас не только формой и светом, но и памятью о прошлых годах и наших близких.

В то время керосиновыми были не только лампы. На приспособлении, называемом керосинкой, готовили пищу, а позднее на смену им пришли более удобные и менее пожароопасные керогазы. Керосин для них продавали в специализированных магазинах, которые почему-то у нас в городе называли будками. Одна из таких будок находилась возле городского рынка, около неё частенько приходилось выстаивать немалую очередь, так как потребление керосина в ту пору было большим.

А вот переход на электричество, по моим детским воспоминаниям, многие из нас восприняли негативно, так как вместе с керосинками исчезали укромные уголки, куда забирались мы со своими детскими проблемами, мечтами и тайнами. Свет проникал везде, лишая жизнь ореола таинственности и сказочности.

Источник:

Захарикова, М. Л. Глядя на старинные предметы, с любовью вспоминаем о людях [Текст] : [воспоминания М. Л. Захариковой о своей семье и старинных предметах быта / подготовила Т. Нарушевич] / М. Л. Захарикова // Белорецкий рабочий. – 2019. – 13 декабря. – С. 5.