История, запечатленная на страницах «Металлурга». 1967 год
По Постановлению Башкирского обкома КПСС 1 октября 1966 года на БМК вышел первый номер многотиражной газеты «Вперёд» — сегодняшнего «Металлурга». Серия публикаций наиболее интересных газетных материалов, начиная с 1966 года. Все тексты представлены в оригинале.
Год 1967-и, день первый
В первый день нового года на комбинате работало три цеха: доменный, мартеновский и проволочный стан прокатного цеха. Новый год коллективы этих цехов встретили замечательными трудовыми успехами. Только за первое января доменщики выдали 24 тонны чугуна сверх плана, на 5,7 процента сверх плана выплавили стали мартеновцы. Не подкачали и прокатчики. 32 тонны катанки сверх плана — таков их итог первого дня нового года.
130-140 процентов. Таков показатель работы калильщицы микроотделения десятого цеха Зинаиды Ильиничны Трифоновой. В цехе она работает давно. В совершенстве освоила свою специальность. Хорошо работая, Зинаида Ильинична не забывает про общественную работу.
Сатира и юмор: шило на мыло
— Стой! — сказал вахтёр. — Что несёшь в мешке?
— Мыло, — сознался я.
— Тогда ничего, — помягчел вахтёр. — Ступай с богом. Вот если бы шило…
— Что вы! — сказал я. — Разве мы не понимаем. Шило в мешке не утаишь.
— От меня, дорогой товарищ, и мыло не утаишь, — сказал вахтёр. — Но только я за то не переживаю. Раз у тебя мыло, иди спокойно. Мне мыла не жалко. Потому — мыло у нас своё. Мы его вырабатываем. Но если ты, к примеру, шило попёр бы, я тебе спуску не дал бы: потому — шило у нас дефицит. Оно у нас средство производства. А мыло ты неси на здоровье. Хочешь — с хлебом ешь, хочешь — так кушай.
Я вышел из проходной, свернул за угол. Здесь меня дожидался приятель.
— Принёс? — спросил он.
— Есть такое дело, — ответил я.
И мы сменяли шило на мыло.
— Интересно, как тебе удаётся? — спросил я. — Такой дефицит!
— Шило-то? — он рассмеялся. — Да, господи, кто у нас их считает: собственная же продукция! Вот с мылом у нас действительно строго…
Н. Самохин
На складе оборудования нет порядка
Когда заходишь на территорию склада, расположенного возле шестнадцатого цеха, сразу в глаза бросается бесхозяйственность. Посторонний человек подумает: «Что здесь: склад оборудования или свалка металлолома?» Каких только станков здесь не увидишь. Различные электромоторы, волочильные и канатные станки сложены как попало. У многих станков поломаны упаковки. Они стоят под открытым небом и ржавеют. Видит ли всю эту бесхозяйственность начальник отдела оборудования тов. Юрочкин? Видимо, видит, но конкретных мер не принимает. Кроме того, здесь очень плохо поставлена выгрузка оборудования из вагонов МПС. Отдельные вагоны стоят по 10-15 суток в ожидании выгрузки. Известно, что простой одного вагона в сутки обходится в 19 рублей 80 копеек. Но сумма штрафа идет за счёт комбината. Простаивают не только железнодорожные вагоны, но и авто- и железнодорожные краны. 14 августа на склад подали 10-тонный автокран, железнодорожный кран и выделили паровоз для подачи вагонов. В первой смене выгрузили только два вагона. Медленная работа объясняется слабой трудовой дисциплиной. Люди, занятые на этой работе, в тот день были пьяными.
М. Давлеткужин, бригадир грузчиков железнодорожного цеха.
Для вас, металлурги
Недавно коллектив треста «Белорецкметаллургстрой» сдал в эксплуатацию ещё один многоквартирный дом по улице В. Косоротова. 70 семей металлургов справят здесь новоселье. Дом отделан на хорошую оценку, по новому проекту.
Концерт у шефов
Недавно в нашей газете были опубликованы обязательства соцсоревнования, в которое вступили ученики и рабочие в честь 50-летия Советской власти.
Так, прокатчики брали обязательства выполнить годовой план 1966 года к 28 декабря, а выполнили к 27. Выполняются и другие пункты обязательств. «Дать концерт в зимние каникулы в прокатном цехе, у наших шефов», — это было записано в соцобязательствах у учеников 8 «б» класса. Вчера ребята пришли на производство и дали отличный концерт. Шефы остались очень довольны. В благодарность за концерт рабочие преподнесли ученикам подарки, а профком комбината наградил лучших участников художественной самодеятельности школьными принадлежностями. Расставаясь со школьниками, рабочие просили почаще приходить в цех, они же будут чаще приходить в школу.
В. Кожин
Большое событие
В прошлую субботу в жизни белоречан произошло большое событие: открылось воздушное сообщение Москва — Белорецк. Ровно в 11 утра самолёт московского территориального управления совершил посадку на нашем аэродроме.
На встречу первого большого самолёта пришли первый секретарь горкома КПСС тов. Сурин В. К., председатель исполкома горсовета тов. Извозчиков В. Г., хозяйственные партийные и профсоюзные руководители металлургического комбината. Первым рейсом в город металлургов прилетели командир экипажа С. Д. Павлов, пилот И. С. Драгунов. С сегодняшнего дня самолёт ИЛ-14 будет летать регулярно, и любой белоречанин за 7 часов сможет оказаться в Москве.
(наш нештатный корреспондент).
Правительственная телеграмма
Решением коллегии министерства чёрной металлургии СССР, Президиума ЦК профсоюза рабочих металлургической промышленности ваш коллектив по итогам Всесоюзного социалистического соревнования за первый квартал 1967 года признан победителем с оставлением Знамени Министерства| чёрной металлургии СССР. Горячо поздравляем трудящихся с победой и наступающим праздником Первое мая.
Министр чёрной металлургии СССР Казанец.
На комбинате полным ходом идёт обмен комсомольских документов. Сейчас уже обменено 300 билетов.
На снимке: секретарь комитета ВЛКСМ В. Коваленко вручает новый комсомольский билет электрику тарного цеха В. Сапожникову.
С победой, сталепроволочники!
Три дня гостила делегация сталепроволочного производства нашего комбината на Магнитогорском калибровочном заводе. Члены делегации побывали в цехах и отделах завода, интересовались успехами, делились опытом. Коллектив нашего сталепроволочного производства соревнуется с магнитогорцами вот уже двадцатый год. Были подведены итоги соревнования этих двух крупнейших в стране метизных предприятий и на этот раз. За первый год пятилетки первенство в соревновании заняли наши сталепроволочники.
Экспортные товары нашего комбината
В первом полугодии 1967 года наш комбинат производил следующую продукцию и экспортировал в страны: пружинную проволоку — в Демократическую Республику Вьетнам, на Кубу, в ГДР, Болгарию, Афганистан и Монгольскую Народную Республику; проволоку нержавеющую и из сплавов сопротивления — на Кубу, в ГДР, Болгарию, Чехословакию, Румынию, Польшу, Корейскую Народно-демократическую Республику, Демократическую Республику Вьетнам; проволоку керновую марки 50 ХФА, бандажную — на Кубу, в Болгарию, ДРВ.
В Польшу, ГДР, Иран, Алжир, на Кубу, в Монгольскую Народную Республику, Турцию, Афганистан, ДРВ и Корейскую Народно-демократическую Республику экспортируются канаты. Все заказы первого квартала выполнены в срок.
М. Мамыкин, зам. начальника производственного отдела комбината.
Навстречу юбилейной дате. Это было в 1918 году.
В своих воспоминаниях, опубликованных в нашей газете 6 ноября 1966 года, М. Ф. Павлов, коммунист с 1918 года (ныне пенсионер), рассказал читателям, как они с караванным тов. Домниным и командой в составе 130 человек в трудном 1918 году, в период гражданской войны, из Авзяна в Нижний Новгород (ныне г. Горький) доставили караван барок, на которые было погружено 381 225 пудов и 30 фунтов чугуна, за что им от В. И. Ленина была получена письменная благодарность. Михаил Фёдорович Павлов был комиссаром данного каравана, назначенный П. В. Точисским.
На снимке момент спуска барки в реку Белую на Авзянском заводе. Барку со стапелей сталкивает 500 рабочих.
Источник:
Шабанов, А. 1967 год [Текст] : [история, запечатленная на страницах «Металлурга», начиная с 1966 года] / А. Шабанов // металлург. – 2016. — № 4. – С. 11.