Из Петербурга с любовью
В Белорецке с сольным концертом выступила молодая поэтесса из Санкт-Петербурга Эвита Гайнет. Будучи родом из села Инзер, 27-летняя девушка уже покорила северную столицу своими глубокими стихотворениями и их проникновенным исполнением. Её манера чтения и формат подачи действительно яркие, но больше поражает глубина размышлений. На часовых сольниках начинающей поэтессы можно заметить даже скупую мужскую слезу.
«С тоской гляжу, смотрю на небо,
Хочу взлететь, но не могу,
Я все шепчу: «а мне бы, мне бы…»
И мало за других прошу.
Прошу, чтоб дул попутный ветер,
Чтоб в мире был всегда покой
И были счастливы все дети,
Чтоб мать жива, отец живой.
Чтоб провожали и встречали,
Прошу, чтоб жили не спеша,
Чтоб телефоны не молчали,
Не позабыли адреса» …
Эти и другие строки Эвита Гайнет читает под живую музыку и саундтреки. На сцене белорецкой музыкальной школы во время её вечера нет ничего лишнего: стул для гитариста, микрофон и сама поэтесса. Минимализм во всём – от декораций до концертного костюма, а зрители всё равно на протяжении часа, затаив дыхание, не сводят глаз с девушки, облачённой с головы до ног в хиджаб. Нежный бархатистый голос буквально убаюкивает: дети в зале засыпают, а взрослые потирают руки и локти, борясь с бегающими по коже мурашками.
Эвита Гайнет
Эвита Гайнет (Гайнетдинова) – победительница первого республиканского проекта «Мне есть вам что сказать» в Уфе в 2015 году. Член творческого союза писателей, поэтов, сценаристов Башкортостана, финалист молодёжного фестиваля творчества «Ночь студенческого искусства», победитель второго поэтического фестиваля «Слово» в Москве, финалист II открытого городского поэтического конкурса «Станция «Белая» в Ульяновске. Выпускница Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения.
– Поэтический вечер «Из Петербурга с любовью» – не просто вечер, это первый пункт назначения в концертном цикле по городам Башкортостана. Несмотря на северные ветра, холодный прибрежно-морской воздух и петербургскую меланхолию, я привезла оттуда для вас только любовь, тепло и свет, – рассказывает пришедшим Эвита.
На протяжении всего вечера молодая поэтесса ведёт диалог: в начале с душой зрителя, а в финале – и с ним самим.
– Я открыта для общения. Если у вас возникли какие-то вопросы – готова на них ответить, – завершает творческую часть встречи Эвита.
Сидящие в зале всё ещё находятся под впечатлением, и общение сводится к словам восхищения и благодарности за необычный, душевный вечер.
В эксклюзивном интервью, которое Эвита Гайнет дала корреспонденту нашей газеты, на многие вопросы она ответила впервые за время своей поэтической деятельности.
– Эвита, нашим читателям, не посетившим твой вечер, я буду советовать для начала не слушать стихотворения, а смотреть – речь идёт о клипах. На мой взгляд, это профессиональная работа, художественная. Как родилась идея их создания?
– Да, клипы действительно созданы профессионалами. Многие узнают о моём творчестве именно после их просмотра, они популярны в Интернете. Идея их создания появилась два года назад, после победы в республиканском литературном проекте «Мне есть Вам что сказать», тогда поступило предложение снять клипы к моим стихотворениям. Сняли. Мне понравилось. Я поняла, что в таком формате смогу ещё лучше передавать свои чувства, эмоции и ассоциативный ряд к ним.
– Как получилось, что ты и твоё творчество несколько лет было на слуху у москвичей и питерцев, а не у нас, твоих земляков?
– Шесть лет я училась и жила в Санкт-Петербурге. Стихи писала лет с двадцати, но серьёзно и профессионально занимаюсь этим всего лишь год. В 24 года написала стихотворение «Вы не знаете, что такое любовь!» и разместила его в социальных сетях в Интернете. Там оно получило отклик, у меня появились читатели, которые говорили, что мне нужно заявлять о себе и своём творчестве. Я стала интересоваться современной поэтической жизнью Питера, узнала о модных поэтических дуэлях, в одной из которых и решила однажды попытать свои силы. Как оказалось, не зря: в дуэли я не победила, но получила признание у питерской публики. Меня стали приглашать на другие подобные мероприятия.
– А твои поэтические вечера, которые, кроме Белорецка, уже прошли в Уфе и Инзере, – это что, гастрольная деятельность?
– Этими творческими встречами я начинаю прокладывать возвращение на малую родину. Из своего родного села Инзер я уехала 12 лет назад. Дело в том, что мой формат исполнения собственных стихотворений не укладывается в столичный. Я читала и в Москве на поэтических вечерах, где собиралось много поэтов: формат «Свободный микрофон». Впрочем, для начала это неплохо, чтобы проявить себя, найти своего зрителя хотя бы в таких местах. Для меня это было неким азартом, мне интересно было, что скажут обо мне другие, особенно поэты. И когда я получала аплодисменты – слова уже не требовались. Сейчас я понимаю, что хочу делать именно сольники. Мои стихотворения определённой тематики, они не укладываются в привычный стиль поэтических выступлений. Не могу сказать, что они хуже или лучше других, я не судья и не жюри. Судьи – читатели. Их у меня хоть и немного сегодня, но они мыслящие и чувствующие. Они настоящие и живые. Мои стихи требуют игры и режиссёрской задумки, они драматичны и эксцентричны. Сольники – лучший способ донести свою мысль и идею. Поиски своего читателя я решила начать с малой родины. Первый бесплатный концерт провела в Инзере. С него собственно и начался мой творческий вояж по городам, сначала Башкортостана, а в дальнейшем, думаю, и России.
– Эвита, раз уж ты заговорила про Инзер, расскажи о семье. Ты ведь не одна такая талантливая, твоя сестра-близнец – успешный начинающий режиссёр-документалист. Расскажи о ваших родителях, вашем детстве.
– Нас в семье трое детей: мы с сестрой-близняшкой Кирстен и старшая сестра Алия. Я родилась в башкирской семье. Мама очень любила искусство и ценила литературу, сама сочиняла прозу и стихи, в юности мечтала стать журналистом. Папа – работник леса, по-русски он до сих пор говорит не очень хорошо, зато умеет любить по-настоящему. Родители всегда нам говорили, что главное – не слова, а поступки. В детстве мы тоже были обычными детьми: учились в простой сельской школе, занимались в музыкалке, я – по классу скрипки. Вообще никогда не думала, что буду писать стихи, больше видела себя актрисой.
– Эвита, у тебя же первое профессиональное образование медицинское. Как получилось, что вместо телесных ран сейчас лечишь душевные?
– Да, после девятого класса мы с моей сестрой-близняшкой поступили в уфимский медицинский колледж, получили специальность медицинской сестры. Учились три года, но всё это время тяготели к искусству. Сегодня моя сестра Кирстен Гайнет – победитель российских и международных фестивалей профессионального кино. Медицина – это была инициатива наших родителей, их мечта. Переезд в Уфу стал для нас выходом в новую жизнь. Правда, уже на первом курсе мы убедились, что медицина – это не наше, и на втором году обучения записались с сестрой на актёрские курсы в Уфе, сыграли в полнометражном художественном фильме уфимского режиссёра Руслана Юлтаева. Преддипломную практику я проходила в детской реанимации, когда столкнулась с детскими смертями, то поняла, что не смогу работать по специальности. После окончания колледжа мы с сестрой уехали в Екатеринбург, поступили в педагогический университет – там как раз открыли новый факультет в сфере кино и телевидения. Я выбрала продюсирование, а Кирстен – операторство. Через полгода я перевелась по своей специальности в Петербургский университет. Обстоятельства разлучили нас с сестрой на целый год, и, будучи одна в большом городе, я внутренне закрылась. Нужно было искать себя, чем-то занять.
– И ты занялась поэзией?
– Нет, тогда я только начинала писать прозу. Писала письма сестре, потом они переросли в дневник. Словами я могла выражать свою тоску и одиночество. Затем дневники превратились в рассказы, которые были опубликованы в израильском журнале «Мир».
– А потом начала писать стихи?
– А после этого я ушла в танцы. Направление HIP-HOP.
(От авт. В медийном пространстве до этого момента данный факт о молодой поэтессе нельзя было найти. Поэтому я не смогла скрыть своё удивление, а главное смонтировать в своей голове эти две картинки: сегодняшнюю Эвиту, облачённую чаще всего в хиджаб, и танцора хип-хоп в кроссовках, мужской футболке и широких штанах).
Увидев большой вопрос в моих глазах, Эвита продолжает:
– Да, многие сегодня не могут понять, как можно соотнести меня с хип-хопом. Этими танцами я серьёзно занималась пять лет.
– С чем связана такая кардинальная трансформация?
– Просто в какой-то момент разочаровалась в том, чем занимаюсь, и начала искать себя в другом. Потом наступило разочарование в любви. Не в человеке, а самом явлении сегодняшней жизни, в том, как мы пониманием и воспринимаем её. Позже это разочарование стало одним из сильных толчков к моей трансформации.
– Есть ли у тебя есть кумиры в поэзии?
– Кумиров нет, но у меня есть любимые поэты. Мне нравится, как и моей маме, Есенин, люблю Высоцкого. Когда жила в Петербурге, очень любила Бродского. Там такая мода питерская на него, поэты перенимают его почерк, ритм. Когда мне было 20 лет, Бродский был близок мне больше своей душой. С годами мои предпочтения в этом отношении меняются. Сейчас я остановилась на Геннадии Шпаликове, Арсении Тарковском и Расуле Гамзатове.
– А почему ты стала другой? Я сейчас имею ввиду внешний облик. Ведь в Петербурге ты выступала совершенно в другом образе, не в хиджабе.
– Питер сам по себе другой город, с другими людьми, и там я действительно была иной, и не пытаюсь это скрыть. Просто мои сегодняшние стихи очень открытые, как исповедь. Может, поэтому они так трогают. Многие видят в них себя. Распущенные волосы и открытая одежда отвлекают от того сокровенного диалога душ, который происходит на моих вечерах.
– Существуют ли в твоём кругу некие живые художественные камертоны – люди, от мнения которых зависит, будет или нет презентовано твоё новое стихотворение большой публике?
– Да, в моей жизни три таких человека, к мнению которых я особенно прислушиваюсь: сестра-близняшка Кирстен, папа и Наиля Сафаргулова, заслуженная деятель искусств РБ, журналист телеканала «Россия-Башкортостан». Они – мои первые читатели и слушатели. А раньше моим читателем и критиком была мама, её мнение делало меня и счастливой, и ранимой.
– Можешь раскрыть свои творческие планы?
– Хочу получить образование в Литературном институте имени А.М. Горького. Сейчас работаю над двумя книгами. Первая, сборник моих стихотворений, подготовленный республиканским изданием «Китап» на основе конкурса «Голоса молодых», выйдет уже в этом году. Вторая книга будет посвящена моей маме, которая ушла из жизни полтора года назад. Это наш с сестрой-близняшкой совместный проект. В сборнике кроме моей поэзии читатель увидит прекрасные фотоработы Кирстен Гайнет, которые участвовали во всероссийских и петербургских фотовыставках.
– Эвита, спасибо за интервью. Я уверена, что тебя ждёт светлое поэтическое будущее. Здоровья тебе телесного и духовного для реализации личных и творческих планов. Пожелаешь что-то белоречанам?
– Спасибо. Белоречанам желаю: пусть в новом году не только на ваших ёлках горят гирлянды и фонари, но и в душе пылает огонь, а глаза сияют от счастья! Ведь самое главное – не терять жизнь и свет внутри себя.
Источник:
Гайнет, Э. Из Петербурга с любовью [Текст] : [в Белорецке с сольным концертом выступила молодая поэтесса из Санкт-Петербурга Эвита Гайнет. Родом она из села Инзер. Беседа с поэтессой / записала Ю. Сударева] / Э. Гайнет // Белорецкий рабочий. – 2017. – 6 января. – С. 5.