Комбинат в миниатюре
Музей трудовой славы БМК богат уникальными экспонатами, но практически все посетители в первую очередь отмечают большой настольный макет комбината и стана 150. Скромная подпись гласит, что сделаны они В. М. Конюховым.
Мы встретились с Виктором Михайловичем и попросили его рассказать о том, как шла работа над макетами.
— В 1980 году директор клуба «Юный техник БМК» Галина Малинина обратилась к моему отцу с предложением возглавить радиокружок, — вспоминает Виктор Михайлович. — Тот, в свою очередь, предложил мою кандидатуру, уверенный в том, что я не подведу.
Действительно, навыки, полученные от отца, оказались неоценимыми. К тому времени я закончил учёбу в лётно-техническом училище г. Омска, работал в белорецком аэропорту радиотехником радиолокации, увлекался радиоконструированием.
Так я стал руководителем кружка. Мальчишек ходило много, все с увлечением паяли схемы, конструировали простейшие приемники.
Однажды к нам обратился главный инженер комбината Владимир Емченко с просьбой изготовить макет стана 150 к очередному юбилею цеха. Планировалось отправить его на выставку в Москву. Посоветовавшись, мы взялись за это непростое дело. Работать над макетом начали вчетвером: я, Вячеслав Малов, Пётр Харитонов и Галина Малинина.
Для начала вдоль и поперёк обошли прокатный цех, а для того чтобы иметь общее представление об изготовлении макетов, побывали в магнитогорском кружке моделирования.
Первой мы сделали прокатную клеть, аккуратно её покрасили. Владимир Емченко дал добро, и работа закипела. Галина фотографировала, я готовил чертежи, затем мы с Петром паяли из жести миниатюрные детали, а Вячеслав вытачивал моторчики и прочие механизмы. Вообще, макетирование — процесс сложный, включает в себя различные виды работ: паяльные, слесарные, токарные, электрические. Трудились мы по вечерам, в выходные, иногда я брал детали на работу. Так мы изготовили макеты склада заготовок с рольгангом, наклонный подъёмник заготовок, толкатель, печь с роликовым подом с толкателем, две вертикальные и горизонтальные клети. На второй площадке расположили нагревательную печь и первые клети. Ну и далее — чистовые блоки с бунтовязальными машинами и склад готовой продукции. Затем мы собрали подготовленные детали и закрепили на стенд — большое оргстекло, после чего Галина раскрасила их в нужный цвет. Постепенно на стенде появлялась уменьшенная копия стана 150. Однако к назначенному сроку мы не успевали.
Три стенда общей длиной около семи метров были практически готовы к концу второго месяца. Принимать макет приехала комиссия во главе с директором комбината Вадимом Кулешей. К этому времени мы сделали подсветку печей, для имитации катанки использовали цветную проволоку телефонного кабеля, и на выходе из печи она выглядела ярко-красной, чуть дальше – темной, а возле бунтовязальных машин – бордовой. Вадим Анатольевич, проверяя крепость нашего творения, с сомнением спросил: «Не пластилин?». А затем: «Хорошо сделано, забираем в музей». Стенды аккуратно загрузили в автомобиль и увезли в музей, располагавшийся тогда во Дворце СПКП.
изготовление макета комбината
Второй большой макет Виктор Михайлович сделал через несколько лет. Идею об уменьшенной копии всего комбината подал ему Фазий Гайфуллин, возглавлявший в то время музей БМК. Фазий Ибрагимович помог с инструментами и главным строительным материалом – полистиролом, а также с дихлорэтаном – клеем для будущих конструкций.
— Работать начинал с напарником, но вскоре он отстранился, — продолжает Виктор Михайлович. — По вечерам, в свободное время я изготавливал детали цехов, производственных помещений. Затем привлёк к работе воспитанников радиокружка — Егора Бронникова и Антона Жерякова.
воспитанники радиокружка Е. Бронников и А. Жеряков
Нам пришлось тщательно изучить как сталепроволочную, так и металлургическую части. Получили в службе безопасности пропуск и начали с изучения, фотографирования и видеосъёмки цехов № 1,4, 6 и других. Затем сделали план завода, наброски, чертежи, проекции. Старались правдоподобно воссоздать всю архитектуру зданий, профиль окон и даже рисунки стен. В общем, это была трудная, но интересная работа, которую мы выполняли с азартом.
Когда макеты были готовы, к нам приехал Владимир Емченко. Нагнувшись над столом, приценился и заметил, что от электроремонтного цеха СПЦ № б не видно: комбинат он знал досконально. Но это искажение было заранее согласовано, так как металлургическая и сталепроволочная часть не укладывались в два планшета: слишком большим было осевое смещение. Впрочем, этого практически не заметно, просто пруд получился немного уже. Макет отправился в музей комбината.
Третьим изделием у Виктора Конюхова стал макет доменной печи, который он изготовил, когда работал в радиокружке Центра детского творчества, благо материалы — жесть, пластик и клей — были.
— Работы начались в 2002 году. По вечерам начал собирать детали, привлекая к этому смышлёных ребят из кружка, помогал нам временами и работник БМК Александр Кондаков, благодаря которому появились формы для шахт доменной печи, — поясняет герой публикации. — Пришлось не раз побывать на всех объектах бывшего доменного цеха, так как некоторые мелкие конструкции — газовые фильтры, лестницы, трубопроводы — требовали детальной проработки. В общем, над копией доменного цеха я работал практически два года, но получилась она, пожалуй, лучше всех: со всеми мелкими деталями, конструкциями, да и опыт к этому времени по моделированию у меня уже был солидный. В настоящее время он хранится в ЦВР.
Сейчас Виктор Конюхов в работе, и снова по заданию комбината. Но говорить об этом он считает преждевременным, отметив, что в макете будет использована миниатюрная копия одной из технических новинок нашего предприятия.
Вот такой он, автор знаменитых макетов, Виктор Конюхов. И сколько не прошло бы лет, творения, неизменно вызывающие восхищение взрослых и детей, останутся лучшим свидетельством его таланта, опыта и мастерства.
Источник:
Воробьев, А. Комбинат в миниатюре [Текст] : [музей трудовой славы БМК богат уникальными экспонатами: большой настольный макет комбината и стана 150] / А. Воробьев // Металлург. – 2018. — № 43. – С. 7.