Красота, застывшая в чугуне

В вестибюле заводоуправления Белорецкого металлургического комбината открылась выставка изделий Каслинского завода архитектурно-художественного литья.

Каслинский завод, входящий в Группу «Мечел», давно уже практикует выездные выставки. Их цель — ознакомить сотрудников компании с произведениями мастеров предприятия. До того как прибыть на БМК, экспозиция располагалась на Челябинском металлургическом комбинате — производителе материала для шедевров Каслинского завода.

Во что же превращается чугун в умелых руках специалистов художественного литья? Давайте пройдёмся по выставке и познакомимся с экспонатами.

«Россия не продаётся!»

Центральное место экспозиции занимает одна из визитных карточек каслинского литья – скульптура «Россия» Николая Лаверецкого. Это аллегория Российского государства в образе женщины-воительницы в древнерусских доспехах. В правой руке она держит меч, левая рука со щитом простерта над атрибутами самодержавия – царским венцом, скипетром и державой, лежащими на высокой задрапированной тумбе. На лицевой части постамента — российский герб с надписью: «Божъ царя храни», на угловых гранях — гербы Перми и Нижнего Новгорода, геральдика заводов Кыштымского горного округа.

Скульптура «Россия» на Каслинском чугунном заводе была впервые отлита более 120 лет назад и практически сразу же, в 1896 году, была удостоена высшей награды на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде.

В 1900 году в Париже «Россия» стала сенсацией Всемирной выставки, где мастера Каслинского завода представили чугунный павильон, состоявший из полутора тысячи уникальных чугунных деталей и скульптурных композиций и весивший около 20 тонн. Перед входом в него установили скульптуру «Россия», которая была изготовлена специально для выставки. Её высота составляла 90 сантиметров, вес — 80 килограммов.

После посещения каслинского павильона президент Франции Эмиль Лубе был так восхищён увиденным, что загорелся желанием купить его вместе со всей коллекцией чугунного литья за два миллиона рублей.

Управляющий Кыштымскими заводами Павел Карпинский заявил, что владельцы согласны продать всё, кроме скульптуры «Россия». Эмиль Лубе долго торговался, но в ответ услышал фразу: «Россия» не продаётся!», ставшую впоследствии крылатой.

К слову, каслинский чугунный павильон в Париже был удостоен высшей награды — Гран-при Всемирной художественно-промышленной выставки и большой золотой медали. Также в Париже все каслинские мастера получили в награду за своё искусство — именные серебряные часы.

Кони привередливые

Две скульптурные группы экспозиции представляют работы Петра Клодта, русского скульптора, профессора Российской Академии художеств, члена Римской, Парижской,

Берлинской художественных академий, основателя анималистического жанра в Российском искусстве.

При малейшей возможности талантливый скульптор брался за карандаш или перочинный ножик и рисовал или вырезал фигуры лошадей, одновременно с этим углублённо изучая повадки грациозных животных. До конца жизни Пётр Клодт оставался верен выбранному пути: смерть настигла скульптора в тот момент, когда он начал вырезать картонную лошадку — своё последнее, неоконченное творение, маленький шедевр для любимой внучки.

В конце XIX — начале XX века Каслинский завод отливал по моделям Петра Клодта около двух десятков статуэток и скульптурных групп.

Модель группы «Укротитель» была выполнена Петром Карловичем в 1836 году по заказу императора Николая I. Она является этюдом к первой скульптурной группе «Конь с водничим» из монументального ансамбля «Укрощение коня» для Аничкова моста в Санкт-Петербурге. Фигура вздыбленного коня, которого держит под уздцы молодой обнажённый атлет, символизирует победу разума над стихийным могуществом природы.

Скульптурная группа «Конь с упавшим всадником» выполнена в 1848-1850 годах и является этюдом к третьей группе ансамбля «Укрощение коня». Скульптура представляет собой фигуру обнажённого юноши, лежащего на земле и удерживающего за поводья вздыбившегося коня.

Скульптура «Крестьянка с граблями на лошади» (другое её название «Баба верхом») принадлежит русскому скульптору Николаю Либериху, выполнена в 1862- 1863 годах. Она представляет собой фигуру девушки в крестьянском сарафане, сидящей верхом на неосёдланной лошади и удерживающей поводья и грабли.

Красота, застывшая в чугуне

Николай Либерих обучался в Императорской Академии художеств под руководством Петра Клодта. За скульптурную группу «Сцены охоты» («Стремянной с борзыми», «Струнка волка» и «Доезжачий с гончими») был возведён в звание академика. Помимо анималистических композиций и охотничьих сцен создал ряд малоизвестных исключительно выдающихся работ по заказам частных лиц и императорского двора.

Достойное обрамление

Отдельно хочется остановиться на оформлении выставки. В центре на большом экране представлена красочная фотография скульптуры основателя Белорецкого железоделательного завода Ивана Твердышева, отлитая на Каслинском заводе архитектурно-художественного литья и установленная на площади перед заводоуправлением в 2012 году. Напомним, что автором мягкой модели скульптуры является белоречанин Александр Кульдяйкин, модели в чугуне — скульптор Каслинского завода Наталия Куликова.

Рядом с памятником отцу-основателю завода ещё одно дело рук каслинских мастеров — фонтан, изготовленный на средства, собранные работниками БМК. Фонтан был открыт годом позже — в 2013-м. За ним открывается вид на ажурную арку моста каслинского литья.

Справа на экране представлена фотография картины победителя конкурса на лучшее произведение живописи с изображением каслинского литья, который проводился среди сотрудников Группы «Мечел» в этом году. Автор картины — Ирина Мухаметова, главный специалист по охране труда Управления по кадровой политике ПАО «Мечел» (г. Москва). Слева размещена фотография работы ещё одной участницы творческого конкурса, нашей коллеги — корреспондента «Металлурга» Анастасии Матвеевой.

Оформление экспозиции, в котором приняли участие работники отдела общественных связей и информации, создаёт особую атмосферу вокруг высокохудожественных изделий из чугуна, подчёркивая их красоту и изящество.

Каслинский завод архитектурно-художественного литья является лучшим в мире производителем художественных предметов из чугуна, официальным владельцем знаменитого бренда «Каслинское литьё». Высокое мастерство скульпторов позволило заводу в 2013 году стать постоянным поставщиком изделий для подарочных фондов премьер-министра РФ и министерства иностранных дел, а в 2015 году — для подарочного фонда президента РФ.

Красота, застывшая в чугуне

Ажурный стул «Барокко» (автор неизвестен) имеет круглое ажурное сиденье, невысокую округлую спинку с российским гербом в центре. Изогнутые ножки в верхней части украшены симметричным ажурным рельефом с изображением двух драконов.

Скульптурная группа «Олени на горе» была выполнена в конце XIX века Максом Артуром Ваагеном, специализировавшимся в сфере жанровой и анималистической скульптуры. В чугуне запечатлён один миг из жизни оленя и оленёнка.

Автор круглой этажерки в итальянском стиле с тремя полочками неизвестен. Три фигурные ножки-консоли этажерки в нижней части украшены головами грифонов, в верхней — маскаронами (вид скульптурного украшения в форме головы человека или животного анфас).

Пара канделябров «Рыцарь со штандартом» неизвестного автора выполнена во второй половине XIX века во Франции. Глядя на них, невольно представляешь себе доблестных воинов, посвятивших свою жизнь защите Отечества.

Источник:

Красота, застывшая в чугуне. В вестибюле заводоуправления БМК открылась выставка изделий Каслинского завода архитектурно-художественного литья [Текст] // Металлург. – 2017. — № 30. – С. 6 – 7.