Курай — моя жизнь

В третий раз удостоился Гран-при конкурса кураистов 72-летний Мухамет Тулебаев из Шигаево. В этом году конкурс проходил в Хайбуллинском районе. В мастерстве соревновались более 300 кураистов из нашей республики и соседних областей; в возрастной группе М. Тулебаева участвовали 45 музыкантов. В качестве приза победитель получил коня.

М. У. Тулебаев 

 – Курай требует от человека хорошей физической формы, – говорит  Мухамет Усманович. – Если вы пробовали играть на любом духовом инструменте, то знаете, что это немалая нагрузка для организма. У нас в Шигаево в пятидесятые годы прошлого века было много кураистов. Это в восьмидесятые электроника практически вытеснила самодеятельных музыкантов, а до тех пор молодежь перенимала от взрослых умение играть на народных инструментах. На курае всегда играли на сабантуях, свадьбах и сельских праздниках. Мне было 10 лет, когда я взял в руки курай. Вот смотрите, ничего сложного, – Тулебаев достает из металлического тубуса лакированный инструмент и даёт нам подержать его. – Полая трубка с четырьмя отверстиями, пятое сбоку, для большого пальца, даёт дополнительное звучание, позволяющее извлекать бесконечное число вариаций. Очень радует, что сегодня молодежь вновь учится играть на курае, открывает новые возможности инструмента, исполняет виртуозные мелодии. Молодцы!

Я не знаю нотной грамоты, но могу исполнить до двухсот мелодий. У меня было немало учеников. Регулярно репетирую уже наигранные, привычные композиции, отслеживаю творчество известных и молодых кураистов. Одна из старинных мелодий, о горе Кагаташ, дошла до нас с 1812 года – ей уже больше 200 лет. Тогда по просьбе русского царя башкиры собирали ополчение для войны с Наполеоном. На большой поляне среди скалистых гор у горы Кагаташ в окрестностях Узянбаша собирались всадники при оружии и с комплектом походной амуниции. Из наших краев набралось два полка по 500 человек, там проводились первые учения для молодых воинов. И у многих воинов был свой курай. Наверное, они и придумали свой походный наигрыш, дошедший до нас. А самые древние упоминания об этом инструменте у башкир были тысячу лет назад. Как-то мне попался на глаза текст об арабском путешественнике и учёном Ахмед-ибн-Фадлан, жившем тысячу лет назад. Он и оставил нам сведения о башкирах и о курае.

Курай всегда делали только из природного материала. Есть такое растение — реброплодник уральский. Он растёт на окрестных горах, стебли его родственников – борщевика, дягиля – имеют перегородки, а у реброплодника стебель полый от основания до вершины.

Благодаря игре на курае я немало поездил по миру. В концертах с этим инструментом я побывал в семнадцати странах. Играл и на Эйфелевой башне в Париже, запомнился и один из первых праздников славянской письменности в Великом Новгороде в девяностые годы прошлого века.

Оба моих сына и дочь тоже играют на этом народном инструменте. Так что курай – важная часть жизни и для меня, и для моей семьи.

 Источник:

Швец, Л. Курай – моя жизнь [Текст] : [в третий раз удостоился Гран-при конкурса кураистов М. У. Тулебаев. Беседа с известным в Белоречье исполнителем народных мелодий] / Л. Швец // Белорецкий рабочий. – 2016. – 9 июля. – С. 4.