Метизная дюжина
История канатного производства БМК
Канатный цех №2
Самый «молодой» цех БМК был основан в начале 1990-х годов и начал выпускать первую продукцию уже через три года. Основным его направлением было и остаётся производство стальных канатов различных конструкций, которые, благодаря высокому качеству, быстро завоевали популярность на рынке.
Гордостью цеха является канатовьющая машина корзиночного типа немецкой фирмы «Sket», которая позволяет производить толстомерные канаты. Основными потребителями продукции КЦ №2 являются горнодобывающие, а также нефте- и газодобывающие предприятия. Примечательно, что канаты, изготовленные здесь, были использованы при подъёме атомной подводной лодки «Курск».
Канатный цех №3
Производство канатов в Белорецке планировалось ещё в конце XIX века. Для этого начали строить новый корпус и заказали в Швеции оборудование. Строительство закончилось лишь в начале 1920-х годов. И через пару лет в цехе стояли три машины сигарного типа и 11 — корзиночных. В августе 1926 года на БСПКЗ были свиты первые канаты: так началась история цеха №3. На свободных площадях цеха поставили патентировочные печи, а канатные машины переместили в отдельный корпус в 1931 году, который мы и знаем как КЦ №3. В новом помещении разместили 13 сигарных машин и 23 корзиночных. Ручную укладку вытеснила механическая, появились тельферы, смонтировали пятитонный мостовой кран. В 1932 году изготавливали тонны шахтных, крановых, бурильных, такелажных, морских и речных канатов. Здесь впервые осваивали технологию нераскручивающихся канатов и канатов с линейным касанием проволоки.
Авиаканатный цех №5
В 1935 году в одном ряду с первыми цехами завода завершили строительство двухэтажного корпуса цеха №5. На первом этаже разместили производство «автоплетёнки», предназначенной для армирования бортов автомобильных шин, на втором — тончайших канатов, необходимых в оснащении самолётов. Также начали освоение производства аэростатных тросов. Это был один из наиболее «квалифицированных» видов продукции того времени, так как изготовить его мог только подготовленный персонал. Обычно работу цехов оценивают, сравнивая выпуск канатов в тоннах. В «пятом» этот показатель не характерен.
Здесь производят самые тонкие канаты, применяемые в вертолётостроении и автомобильной промышленности. Обладатели автомобилей «ВАЗ» хорошо знакомы с продукцией этого цеха. Канаты для стеклоподъёмников автомобилей были разработаны и производятся именно здесь.
Канатный цех №17
Ещё один канатный цех № 17 обязан своему рождению реконструкции 1940 года. Приступили к его строительству до войны, а в мае 1943 года новый канатный цех выдал первую продукцию. Работали на оборудовании, вывезенного из Одессы, Харькова и Москвы. В отличие от других цехов, строящихся до войны, «семнадцатый» расположился как бы в стороне, поэтому коммуникации к нему подвели не сразу. Кроме того, он долгое время не был подключен к заводской отопительной системе, и рабочим порой приходилось трудиться при минусовой температуре. Конец сороковых примечателен в истории цеха и тем, что на базе цеха №17 разработали способ получения нераскручивающихся канатов. В процессе свивки канаты стали протягивать через рихтовальное приспособление, состоящее из системы роликов, расположенных в горизонтальной и вертикальной плоскости. Со временем разрабатывались и внедрялись новые виды канатов — высокопрочные, длинномерные, оцинкованные, биметаллические, с токопроводящим проводом, металлотрос и другие.
По данным Ассоциации «Промметиз» с 2010 года БМК занимает лидирующие позиции по производству и реализации металлических изделий среди отечественных метизных предприятий и, конечно же, это стало возможным не только благодаря основным подразделениям сталепроволочного и канатного производств, но и другим — административным, вспомогательным подразделениям, без которых история не говорила бы о БМК, как о важнейшем предприятии страны.
Источник:
Шабанов, А. Метизная дюжина [Текст] : [история канатного производства БМК] / А. Шабанов // Металлург. – 2016. — № 29. – С. 2.