На все руки мастер
Многие из тех, о ком мы пишем в этой рубрике, отдали всю свою жизнь комбинату: нередко в их трудовых книжках всего пара записей. Ветеран БМК Николай Гусев не исключение.
Ветеран БМК Н. Г. Гусев
Ещё юношей Николай Гаврилович пришёл в пятый цех, где трудился на прядевьющих машинах, а затем работал канатчиком, пока в 1955 году его не призвали в армию.
— Карантин — так в народе называют курс молодого бойца — мы проходили в Тоцких лагерях (Оренбургская область), оттуда нас отправили за границу, где и должна была проходить наша служба,— вспоминает ветеран. — Было категорически запрещено сообщать, куда мы едем. В письме домой я лишь указал: «Еду по стопам папки. Буду там, где он закончил». Отец мой был участником войны: работал в хозвзводе, возил боеприпасы на передовую, дошёл до Берлина, был ранен. Когда ему прочитали моё письмо, он сразу понял, что меня отправили в Германию.
Наша часть находилась под Берлином — в Бернау. Я попал в артиллерийские войска, где был назначен сначала вторым радистом у командира бригады, а потом и первым. Служили тогда три года, у нас даже была поговорка: год привыкали, год служили, а год домой собирались. За это время произошло многое. Запомнился один случай. Мне нужно было установить связь с полигоном, находившимся недалеко от части. Путь лежал через сосновый бор. Когда я зашёл туда, увидел, что там растёт черника. Выполнив свою работу, набрал ягод, вернулся в часть и предложил ребятам купить сахар и сварить варенье. Они посмеялись: мол, сахар и так сладкий, зачем нужно варенье? Некурящим у нас выдавался сахар. Я скопил немного, опять набрал черники, осуществил задуманное и угостил сослуживцев. Им так понравилось, что они меня потом замучили: сахара купят, ягод наберут, и я им варил черничное варенье.
В самом Берлине мне побывать не удалось, зато я ездил в Потсдам, где проходила знаменитая конференция. Запомнились мне почему-то три кресла, на которых сидели во время конференции Черчилль, Трумэн и Сталин. Сразу бросилось в глаза, что спинка одного из них изрезана. Нам объяснили, что журналисты срезали себе на память щепки со стула Иосифа Виссарионовича. Что меня поразило: два других кресла были не тронуты.
В 1958 году Николай Гаврилович был демобилизован. Вернувшись в Белорецк, он снова пришёл на комбинат.
— В отделе кадров мне посоветовали идти работать в отделение микропроволоки, — говорит герой публикации. — Я прошёл обучение, получил квалификацию электрика. С тех пор это отделение, а затем цех микропроволоки стали мне родными. Обслуживал двух-, четырёх-, десятиниточные, вакуумные печи, «полировки», двигатели. Это была очень важная и ответственная работа, ведь из этих печей выходила не просто какая-то «железка», а сплав сопротивления: с нашей микропроволокой в небе летали самолёты, она была задействована в космической промышленности. Конечно, порой возникали сложности, но в молодости я всегда старался брать пример со старших товарищей, перенимать опыт, а потом и сам учил новоприбывших работников тонкостям своего дела.
В «десятом» Николай Гаврилович трудился до 2003 года. В цехе он познакомился со своей супругой, которая работала в отделении микропроволоки волочильщицей. Бок о бок они прожили долгие годы, вырастили и воспитали сына и дочь. Николай Гаврилович — обладатель огромного богатства: в его большой семье четыре внучки и шесть правнуков!
— У папы золотые руки, — рассказывает дочь. — Соседи, друзья, знакомые всегда приносили ему на починку бытовую технику, и он всем помогал — настоящая палочка-выручалочка! Кроме того, у нас в доме всегда были острые ножи, никогда не текли краны, и уж если что-то ломалось, то папа всё ремонтировал сам. Под Новый год в нашей квартире воцарялась сказка. Ёлка вращалась вокруг своей оси и сверкала разноцветными огнями: папа сам собрал механизм, покрасил разноцветными красками лампочки и сделал из них самую настоящую гирлянду. Мы жили на первом этаже, и под нашими окнами всегда толпилась детвора, любовавшаяся новогодним чудом.
Николай Гаврилович следит за новостями, старается быть в курсе происходящего на комбинате. Зимой он вместе с другими ветеранами принял участие в экскурсии в родной цех.
26 августа Николай Гаврилович отметил своё 80-летие. Мы от всей души желаем ему крепкого здоровья, долголетия и душевного тепла!
Источник:
Матвеева, А. На все руки мастер [Текст] : [ветеран БМК Н. Г. Гусев] / А. Матвеева // Металлург. – 2016. — № 34. – С. 2.