Наш человек на крейсере «Варяг»
Мы мало знаем о судьбе легендарного крейсера «Варяг». История его для многих заканчивается гибелью, подвигом, воспетым в песне:
Наверх вы, товарищи,
Все по местам!
Последний парад наступает…
Врагу не сдается наш гордый «Варяг»,
Пощады никто не желает!
Среди героев команды крейсера «Варяг» мужественно сражался кочегар Михаил Сергеевич Касьянов из Стерлитамака (1877-1963). За мужество и геройство в последнем сражении под Чемульпо в 1904 году был награжден Георгиевским крестом. После плена вернулся на родину. Но о дальнейшей судьбе крейсера он не знал. Но об этом, оказывается, знал белоречанин, машинист первой статьи с крейсера «Варяг» Федор Николаевич Сызранкин. Последние годы он жил и работал в Москве. Бывший рабочий возглавлял в научно-исследовательском институте до 1970 года экспериментальное литейное производство, дважды удостаивался Сталинской премии. Историей легендарного крейсера «Варяг» лет 20 занимался исследователь Николай Дмитриевич Арсенин. В 1976 году он случайно узнал, что в Москве, на Фрунзенской набережной живет бывший секретарь партийной ячейки «Варяга» Ф. Н. Сызранкин. Но дома его не оказалось. Он отдыхал в поселке Кратово Московской области. Историк приехал туда, встретился с Федором Николаевичем. Удивился: в мае 1976 года ему стукнуло 90, но столько лет ему не дать! Подвижный, живые глаза, не тронутый старостью голос, только слух немного подводит. Причиной тому скорее не возраст, а другое: десятилетия провел он в литейном цехе, глох у корабельных машин, служил машинистом на «Варяге».
Ф. Н. Сызранкин
Время позволяло, и в своем интервью с Н. Д. Арсениным Ф. Н. Сызранкин подробно рассказал о «Варяге», о времени, о себе.
Родился Федор Николаевич 26 мая (по новому стилю) 1886 года в семье рабочего в Белорецке Верхнеуральского уезда. 13-летним подростком поступил учеником на металлургический завод, получил специальность литейщика. Здесь в 1902 году вошел в нелегальный марксистский кружок, которым руководил белорецкий революционер Василий Косоротов. В 1905 году в Белорецке создается комитет РСДРП. По его решению Федор Сызранкин назначается заместителем руководителя организованной боевой дружины. Дружинники охраняли рабочие митинги, собрания. Охраняли и тайную сходку рабочих завода, на которой выступал приехавший нелегально Яков Свердлов. Полиция догадывалась о революционной работе Сызранкина, администрация уволила с завода. Но до ареста дело не дошло. В ноябре 1907 года Федор Сызранкин призывается на военную службу и зачисляется в Балтийский флот. Вслед за ним идет донесение. Начальник Белорецкого уездного жандармского управления в письме от 16 января 1908 года за N432 сообщал в Петербург: «Новобранец Федор Сызранкин, назначенный на службу в Балтийский флот, до призыва был замечен в политической неблагонадежности, заключающейся в порицании распоряжений правительства, в склонности распространения брошюр и листовок политического содержания и участии в тайных сходках. О вышеизложенном сообщаю Вашему высокоблагородию для сведения и сообщения надлежащему начальству новобранца Сызранкина».
На эскадренном миноносце «Украина», куда был зачислен Федор Николаевич, действовала политическая ячейка, которая держала связь с большевистскими группами других кораблей минного отряда. Сызранкин включается в революционное движение среди моряков — распространяет листовки, прокламации и нелегальную литературу. Это продолжается и после военной службы, когда он в 1912 году стал работать формировщиком в литейном цехе Белорецкого завода. Недолго пришлось побыть ему в Белорецке. Началась первая мировая война. Ф. Н. Сызранкина призывают на военную службу. Некоторое время он служит на Черном море, в Севастополе. Затем его переводят в Петроград и зачисляют в четвертую машинную роту, предназначенную для укомплектования крейсера «Варяг». Сразу же у многих возникает недоуменный вопрос. Откуда же взялся крейсер? Ведь он был затоплен командой и ушел на морское дно. Все правильно. Но оказывается, японцы подняли «Варяг» еще в 1905 году, отремонтировали, а позднее в 1916 году продали царскому правительству. Крейсер находился во Владивостоке, но предназначался для охраны Мурманского порта. Прибывшие во Владивосток матросы, среди которых был и наш белоречанин, укомплектовали команду. Три месяца ремонтировали «Варяг». Потом пять месяцев длилось плавание от Владивостока до Мурманска.
Из воспоминаний Ф. Н. Сызранкина:
«В конце 1915 г. меня из Севастополя направили в Петроград. Там на набережной Екатерининского канала издревле стоит красивое кирпичное здание. На полукружье больших ворот перед парадным подъездом славянской вязью выведено: «Гвардейский флотский экипаж». Сюда со всех концов России, с фронта стали присылать матросов для укомплектования крейсера «Варяг», поднятого японцами еще в 1905 году с морского дна и проданного ими России. Я попал в четвертую машинную роту, где встретил своих земляков-участников революции 1905 г. Ивана Маркина из Златоуста, Михаила Макеева из Тагила, Бориса Зеркина из Авзяно-Петровска и других. Ребята надежные. С ними вместе создали инициативную большевистскую группу…»
Из воспоминаний Ф. Н. Сызранкина:
«27 марта 1916 г. на крейсере «Варяг» с соблюдением всех морских традиций был поднят Андреевский флаг, гюйс и вымпел. Команда напряженно работала, осваивала боевую технику. Заново монтировались все узлы корабля: ведь с момента подъема со дна моря на нем ничего не менялось. Японцы использовали «Варяг» (они именовали его «Сойя») как учебное судно. Было совершенно очевидно, что сделать старый «Варяг» современным мощным боевым кораблем путем ремонта невозможно. Однако наше высшее начальство, стремясь заработать благодарности и награды, заставляло нас, матросов, ремонтировать корабль с рассвета до ночи. При этом главное внимание уделялось внешнему виду корабля. Работа наша была не только тяжела, но и унизительна, так как приходилось терпеть издевательства и придирки господ офицеров. Отвратительным было и питание».
Из воспоминаний Ф. Н. Сызранкина:
«Изношенные и поврежденные топки «Варяга» поглощали огромное количество угля. От порта до порта они сжигали до 1200-1500 тонн. А погрузка топлива шла обычно вручную. Труд каторжный! В одном порту погрузка шла с помощью крана и, конечно, без соблюдения элементарной техники безопасности. Офицер, руководивший погрузкой, допустил перегрузку крана. Двадцать мешков с углем сорвались со стрелы. Это стоило жизни четырем матросам».
Из воспоминаний Ф. Н. Сызранкина:
«Да, нелегким было это пятимесячное плавание. Наконец, позади осталось двадцать пять тысяч миль. 17 ноября 1916 г. «Варяг» бросил якорь в порту Романов-на-Мурмане (ныне Мурманск). В своем дневнике писарь крейсера член нашей подпольной партийной ячейки Ядров записал в тот день: «Холодно. На горах снежок. На берегу слышны стуки молотков, работа кипит, с каждым часом город растет. Сегодня вечером было хорошо видно северное сияние в разных формах». Крейсер «Варяг» первым из военных кораблей пришел на север страны и встал на охрану Мурманского побережья».
В это время при активном участии Сызранкина создается законспирированный судовой комитет РСДРП, возглавить который было поручено матросу Ф. Н. Сызранкину. В Мурманске он связался с подпольщиками, среди которых был хорошо знакомый ему ссыльный Владимир Полухин, впоследствии один из 26 бакинских комиссаров. Около трех месяцев нес «Варяг» охрану Мурманского побережья от немецкого нападения. На Новоромановском рейде «Варяг» встретил Рождество и Новый 1917 год. В новогоднюю ночь флотилию подняли по тревоге: наблюдательная вахта обнаружила неприятельскую лодку в позиционном положении. «Варяг» возглавил поход, и даже нашел врага, но не смог ни догнать лодку, бросившуюся уходить в надводном положении со скоростью около 17 узлов, ни пристрелить: в который раз подвели отсутствие качественной прицельной оптики, и разболтанность старых орудийных лайнеров. На обратном пути у «Варяга» окончательно сдали подшипники правой машины, и флагман был доставлен на рейд при помощи буксировки – «Ксенией». Стало совершенно ясно, что кораблю нужен неотложный капитальный ремонт. Флагманский инженер флотилии, штабс-капитан М. Ф. Гарденин составил ремонтные ведомости на «Варяга», и 12 января А. И. Бестужев-Рюмин отослал их заказным письмом в Адмиралтейство. Было приняло решение выводить крейсер на ремонт в Англию и подписан договор с британцами о союзнической помощи в ремонте. В качестве ремонтной базы предполагался завод «Камлиль-Лэрд» под Ливерпулем, и прибыть туда крейсеру следовало в период с 17 по 25 марта 1917 г. 25 февраля этого года «Варяг» снялся с якоря и малым ходом отправился в Англию. В феврале 1917 г., когда «Варяг» находился в открытом море на пути в Англию, в Петрограде началась революция. Радист «Варяга» Федор Козеровский принял радиограмму о революции в России. Несмотря на угрозу командира крейсера, он сообщил о содержании радиограммы матросам. Впечатление было ошеломляющим. Стихийно собрались все на палубе, горячо обсуждали крутой поворот в жизни Родины. Моряки понимали, что наступает новая полоса жизни каждого из них. Всем хотелось быть в этот решающий час вместе со своим народом. Около 400 человек вышли на берег с красными флагами и революционными песнями и провели демонстрацию. Впереди демонстрантов шли члены партийной ячейки во главе с ее секретарем Ф. Н. Сызранкиным. Мирную демонстрацию разогнала полиция, активных матросов, в том числе и нашего земляка, арестовали, но вскоре освободили.
События перепугали командира корабля. Он принял срочные меры: у караула отняли патроны и штыки, офицерам было приказано днем и ночью не расставаться с револьверами. От Шетландских островов крейсер сопровождали два английских миноносца. Охрана была организована по просьбе офицеров «Варяга», боявшихся своих матросов.
Дальше события разворачивались так. Команду крейсера «Варяг» расформировали. Вольнолюбивый корабль ремонтировать после долгих переговоров отказались и оставили под охраной в Англии. Через различные препоны команду крейсера отправили в Россию. Было это, как указывает матрос «Варяга» Сергей Вовк в своем дневнике, в декабре 1917 года. Конечно, матросы крейсера не могли позволить захватить военное судно. Но вероломные англичане под предлогом ремонта в срочном порядке демонтировали на «Варяге» артиллерийские орудия, изъяли весь комплект снарядов, взрывчатку. Они опасались взрыва корабля самими матросами. Их замысел удался. Если бы крейсер не был прежде разоружен, то вряд ли матросы «Варяга» позволили бы англичанам захватить крейсер…
Из воспоминаний Ф. Н. Сызранкина:
«В Ливерпуль «Варяг» прибыл 4 марта 1917 г. с развевающимся красным флагом на мачте. Здесь ему была подготовлена встреча: заранее предупрежденные английские власти распорядились оцепить порт солдатами и полицейскими, вооруженными пулеметами. 24 апреля, согласно распоряжению Центробалта, «Варяг» все еще приписанный к Балтийскому флоту, сформировал из своего экипажа Выборный комитет. По поручению партячейки судовой комитет потребовал от командира крейсера удалить из экипажа самых ненавистных офицеров, а также немедленно приступить к ремонту корабля. Большевистская группа разъясняла матросам, что «Варяг» должен служить революционному народу. Тем временем к нам на крейсер одна за другой приходили делегации английских пролетариев. Рабочие поздравляли нас, крепко жали руки….»
Из воспоминаний Ф. Н. Сызранкина:
«1 мая 1917 г. около 400 матросов с крейсера «Варяг» приняли участие вместе с рабочими судостроительного завода в демонстрации. В день демонстрации матросы полностью взяли на себя командование крейсерам. Офицеров мы держали под домашним арестом. Среди них, правда, не было капитана: к тому времени он уехал в Лондон. Через день по просьбе Временного правительства России английские власти выставили на «Варяге» вооруженную охрану. Морякам было запрещено сходить на берег. Вскоре последовало распоряжение: команду расформировать и по частям отправить в Россию, корабль оставить в Англии».
На крейсере было оставлено 50 моряков. Офицеров и матросов отозвали в Россию на фронт, около 40 матросов отправили в Америку – забирать закупленные для Мурманской флотилии тральщики. В этой части команды оказался и Ф. Н. Сызранкин. Варяжцы вернулись в Россию в январе 1918 года. Сначала они прибыли во Владивосток, затем эшелон с матросами проследовал через Забайкалье и Сибирь к Уралу. Шесть матросов – уроженцев Урала, остались для участия в борьбе с дутовщииой. А эшелон отправился дальше, в Петроград. Матрос с крейсера «Варяг» Федор Сызранкин принял активное участие в гражданской войне на Южном Урале.
В своих воспоминаниях Ф. Н. Сызранкин написал о крейсере «Варяг»:
«Дальнейшая его судьба окутана туманом. По официальной английской версии, «Варяг» затонул при переходе через Ирландское море в 1918 г. По другим сведениям, бывший русский военно-морской атташе в Англии контр-адмирал Волков, не желая возвращать крейсер Советской власти, продал его на слом частной фирме».
В 1918 году Ф. Н. Сызранкин снова в Белорецке. Председатель ревкома Павел Точисский назначает его заместителем командира Белорецкого красногвардейского отряда, который бился с отрядами Дутова. Потом были схватки с белочехами. В августе-сентябре 1918 года 10-тысячная партизанская армия, сформированная в Белорецке, под командованием будущего маршала Василия Блюхера совершила рейд в полторы тысячи километров по тылам врага на соединение с регулярными частями Красной Армии. В этом героическом рейде заместителем командира одного из полков был Федор Сызранкин. После Гражданской войны он работает заместителем председателя исполкома Белорецкого окружного Совета, был делегатом VIII Всероссийского съезда Советов, встречался с В. И. Лениным, выполнил его задание. О своей жизни и встрече с вождем он успел рассказать в книге «Рабочие — солдаты революции», изданной в Москве в 1973 году. Федор Николаевич не обо всем успел рассказать, да и в условиях тогдашней цензуры не мог. Дело в том, что после окончания Высшей школы профдвижения в Москве он в 1937-1955 годах работал начальником литейного цеха Центрального научно-исследовательского института тяжелого машиностроения. В 1941 году, когда фашисты угрожали Москве, научные сотрудники института встали к станкам. А Федор Николаевич упорно думал и над тем, как перестроить производство на заводах, чтобы обеспечить нарастающий темп выпуска боеприпасов для сражающейся столицы, для страны. За разработку новой технологии производства боеприпасов в 1943 году ему была присуждена Сталинская премия первой степени. За какие заслуги ему дали Сталинскую премию третьей степени в 1950 году, остается в секрете. Известно только, что всю премию 1943 года Сызранкин передал на строительство военного корабля Балтийского флота.
А вот передо мной небольшая заметка из «Советской Башкирии». Сказано в ней, что почетный гражданин Белорецка, участник трех революций, бывший матрос Ф. Н. Сызранкин помог построить детсад- ясли, передав 10 тысяч рублей (большая сумма для того времени). Ценили Федора Николаевича не только в Башкирии. 16 лет подряд с 1947 по 1963 год он избирался депутатом Московского Совета. Награжден был орденами Ленина, Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды.
Читатели, вероятно, хотели бы узнать о последних годах легендарного крейсера «Варяг», с которым связана жизнь белоречанина Сызранкина.
О судьбе крейсера «Варяг» ходило много слухов. Что захваченный англичанами корабль при переходе в другой порт потопила немецкая подводная лодка. Но, оказывается, еще 13 июня 1918 года корабль стоял в одной из бухт Англии. Отсюда крейсер отправили на утилизацию в Шотландию. Но в 500 метрах от шотландского побережья он сел на подводные камни. Осенью 1924 года было принято решение отказаться от подъема корабля и разрезать его на месте, прямо в море. Крейсер «Варяг» и здесь показал свой характер. Последняя страница его биографии закончилась в 1925 году. Сейчас на морях-океанах несет службу ракетный крейсер «Варяг».
Источники:
1. Сызранкин Федор Николаевич [Электронный ресурс]. – Режим доступа : URL : http://www.beladmin.ru/ru/about/citizens/detail.php?id=19462 (дата обращения 02.11.2015).
2. Легенда русского флота. К 100-летию героического подвига крейсера «Варяг» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : URL : http://147school.ru/1472 (дата обращения 03.11.2015).
3. Терехов, А. Н. Наш земляк служил на «Варяге» // Лидер. – 2004. – 9 — 15 февраля.
4. Алферов, Р. Знатные [Текст] // Прочнее стали : историко-художественный очерк. – Уфа : Башкирское книжное издательство, 1954. – С. 240 – 241.
5. Алферов, Р. Рождение боевой дружины [Текст] // Прочнее стали : историко-художественный очерк. – Уфа : Башкирское книжное издательство, 1954. – С. 153 – 155.