Наш главный инженер
Восемьдесят лет исполняется лауреату Государственной премии, кавалеру ордена Трудового Красного Знамени, бывшему депутату двух созывов Госсобрания РБ, первому начальнику прокатного цеха № 2 Владимиру Емченко
В своё время Владимир Степанович взял на себя весь груз ответственности за выполнение сроков строительства и ввода в действие стана-150. Он же возглавлял цех и на следующих этапах этой работы – выводе агрегата на проектную мощность и освоении проката многих марок стали, в том числе и легированных. Затем 12 лет он работал в должности главного инженера металлургического комбината.
Новейшая история его семьи начиналась сто лет назад в Сибири, куда Степан Емченко с родителями и детьми переехал с Украины в поисках лучшей доли. Большая рабочая семья быстро обросла хозяйством, и вполне объяснимо, что в 1930 году она была раскулачена. Дед Владимира Степановича был вынужден возвратиться на Украину, а семью отца выслали в сибирский город Нарым. В это время уже началось строительство Магнитогорского металлургического комбината, шел набор работников, и семья Емченко выехала на стройку.
В войну главу семейства призвали на фронт. Дважды приходили похоронки, а погиб он в 1944 году в Польше. Ещё в 1943 году заболела и умерла мать Владимира. Семерых детей воспитывали семидесятилетние бабушка с дедом. В восемь лет Владимир сторожил бахчи, брался за любую работу. Помогали соседи. Знакомые делились чем могли. Но только четверым детям удалось выжить. В 1953 году Владимир устроился на Магнитогорский металлургический комбинат контролером на вырубку. Старательного парня заметили и выдвинули освобожденным секретарем комсомольской организации. После службы в армии он поступил в институт, где был замечен профессором Н.И. Ивановым. Совмещал учебу с работой в профкоме, в комсомоле. Побывал Владимир и в должности заместителя секретаря горкома комсомола, курируя учебу молодежи в вечерней школе, техникуме, институте, но вернулся на комбинат, где работал мастером прокатного цеха, начальником смены, начальником стана, заместителем начальника цеха.
В 1976 году в связи с предполагавшимся строительством нового прокатного производства в Белорецке Владимиру Степановичу было предложено возглавить новый цех. Сразу последовала командировка в Польшу по обмену опытом. Ознакомившись там с практикой работы аналогичного производства, Емченко поставил перед куратором стройки Мидхатом Шакировым вопрос о пристрое к стану вальцетокарного и монтажного отделений.
Первый секретарь обкома дал неделю срока на проектирование и закупку оборудования. И вскоре, несмотря на высокую стоимость оборудования, эти задачи были решены. Масса забот навалилась на руководителя цеха: организация производства, подбор кадров, подготовка и проведение капитальных ремонтов оборудования, устранение ошибок проекта и недоделок строителей. Приходилось также решать вопросы обеспечения специалистов жильем, заботиться о работе совхоза, помогать подшефным школе, детскому саду и даже контролировать посещаемость вечерней школы рабочими. Для решения возникающих проблем рабочего времени никогда не хватало. Так что большую часть своих лучших лет Владимир Степанович провел на производстве. Были сложности и с оборудованием фирмы «SKET».
Надо сказать, что продукцию стана-150 с нетерпением ждали и мы, сталепроволочники. Ведь она не имела геометрических отклонений, обычных для катанки со стана-260. А вес бунта, 1700 килограммов, облегчал работу волочильщиков и резко повышал производительность волочильных машин, до той поры работавших с бунтами по 60 килограммов.
И если бы тогда удалось провести реконструкцию нашей металлургической части, мы имели бы сегодня не только наибольший объем производства метизов в стране, но и лучшее их качество. В ходе одного из ремонтов на клетях вместо скетовских были установлены отечественные подшипники и залито отечественное масло вместо американского. В результате на высоких скоростях проката вышло из строя сразу три клети. На совещании начальник цеха сказал, что для достижения проектной мощности 400 тысяч тонн катанки в год придется работать на низких скоростях. Новый секретарь обкома КПСС М.Г. Рахимов одобрил это решение. Тогда же по предложению В.С. Емченко и с участием главного механика В.В. Оглобличева была опробована на высоких скоростях седьмая клеть и решена проблема скоростного нагрева заготовок в печи с шагающим подом, что позволило поднять производительность оборудования. Вскоре за освоение стана и вывод его на проектную мощность Владимир Степанович был награжден орденом Трудового Красного Знамени. К этому времени он уже был лауреатом Государственной премии.
В 1983 году Владимира Степановича назначили главным инженером БМК. По ходу исполнения этих обязанностей ему пришлось основательно вникать в метизные технологии. В 1985 году Владимир Степанович защитил кандидатскую диссертацию, а через шесть лет он был избран депутатом Верховного Совета БАССР. Вскоре после аварии на тирлянской плотине, где ему пришлось ликвидировать последствия наводнения, главный инженер ушёл на депутатскую работу на постоянной основе. Все коллеги знают Владимира Степановича как руководителя, который ценит не просто технических исполнителей, а прежде всего обычных людей. В 2014 году он был награжден нагрудным знаком «За заслуги перед городом Белорецком».
Дочь Владимира Степановича Ольга после окончания Уфимского авиационного института стала преподавателем. Живет и работает в Уфе. Сын Олег – инженер-электронщик, работал на Байконуре, сейчас живет в Белорецке.
Источник:
Ручушкин, Н. Наш главный инженер [Текст] : [восемьдесят лет исполняется лауреату Государственной премии, кавалеру ордена Трудового Красного Знамени, бывшему депутату двух созывов Госсобрания РБ, первому начальнику прокатного цеха № 2 Владимиру Емченко] / Н. Ручушкин // Белорецкий рабочий. – 2015. – 23 сентября. – С. 6.