Нижнему Авзяну — 260 лет
Нижнеавзянская церковь. Июнь 2016 г.
Я не стану рассказывать об истории этого славного русского села, скажу лишь об одном знаменательном факте: в Нижнем Авзяне возрождается храм. Самый старый в Белоречье!
Строили его еще демидовские мастера. Величественные колонны из лиственницы стоят у входов в два церковных придела. Они отшлифованы столетними ветрами!
При советской власти здание храма отдали под клуб. Там плясали, смотрели кино и лузгали семечки. А десять лет назад клуб закрыли. Здание было заброшено. И его тут же стали растаскивать по кусочкам. В храме даже устроили общественный туалет. Как говорят, все это делали заезжие туристы.
В 2010 году в селе была зарегистрирована православная община, которая и решила возродить святыню.
Сразу скажу, что Введенский храм (так он называется исторически) – это государственный памятник архитектуры. Он сохранился каким-то чудом. Его заливало дождями через прохудившуюся крышу, на его стенах царапали похабные надписи, приезжая молодёжь отдирала опалубку и разводила костры на ближайшей полянке. Храм выстоял. Он даже в поруганном виде выглядел величественно.
В Нижнем Авзяне остались одни старики… В первый раз я побывал здесь лет двадцать назад. Впечатление было тягостным. Неужели здесь когда-то бурлила жизнь и зачиналось горнозаводское дело? Неужели был большой завод, пристань, больница, школы?
Убогая деревушка! Идешь по улице, а на тебя чёрными глазницами пустых окон смотрят брошенные дома.
У Нины Зиминой есть пронзительное стихотворение «Под крылом небесной тишины». Не могу утверждать, но, насколько я помню, написала она его после того как я рассказал ей о той командировке в Нижний Авзян. Я рассказал об эпохе, которая на глазах уходит в землю. Мне казалось: все! не будет больше Нижнего Авзяна, пропадет он, как и десятки тысяч русских деревень, зарастет злым бурьяном, и только глупая кукушка будет куковать на старой лиственнице, оглашая немую окрестность и удивляясь: почему никто не спрашивает у неё: «Сколько нам ещё осталось жить?..».
И ведь никто не поверит, когда через сто лет какой-нибудь одинокий краевед начнёт рассказывать о славном Нижнеавзянском заводе, о знатных и суровых мастеровых людях, которые ковали здесь демидовское железо. О трудной колхозной жизни в советские времена, о животноводах, которых награждали орденами, о замечательной и бескорыстной сельской интеллигенции.
Никто не поверит!
…Вот какие строки Нина Зимина написала тогда об этой заброшенной деревушке, которая спит «под крылом небесной тишины»:
* * *
Но еще маячат старики,
В их глазах не вянут незабудки,
Им еще горланят петухи
По утрам веселую побудку.
Есть еще в поленице дрова,
Береста в заначке на растопку.
Но болит о старом голова,
Ходит память по заросшим тропкам.
Крутят, крутят давнее кино
Старики, в счастливый кадрик веря:
Будет день – вернутся под окно
Сыновья и скрипнут отчей дверью…
Под крылом небесной тишины –
Деревенька средь берёз и сосен,
Оттолкнувшись от прошедших весен,
Светлые досматривает сны.
Да, старики верят в свой «счастливый кадрик»… Не вянут незабудки в их глазах. Не умирает надежда. Они ждут, что следующая серия этого «кино» будет непременно счастливой!
Будет ли? Сценариев несколько. Вот лишь некоторые.
Местные власти уповают на дачников, которых становится все больше… Дескать, хотя бы они сохранят это село. Здесь будет жариться шашлык по выходным дням и громко звучать музыка… Пусть! Но это будет другой Нижний Авзян. Потому что исчезнет дух самобытности, исчезнут уникальные традиции и говорок (он еще сохраняется в Нижнем!). А сельские бабушки не станут уже радостно распахивать окна, чтобы всласть наговориться с приезжим: «Ты чей, сынок?».
Другие связывают дальнейшую историю Нижнего Авзяна исключительно с храмом. Церковные люди мечтают даже создать здесь монастырь, и чтобы бывшие колхозные земли, ныне заброшенные, стали ухоженными монастырскими угодьями. В конце концов, храм – это единственная историческая данность, которая есть сегодня в Нижнем Авзяне. Всё остальное давно разрушено.
Сегодня храм возрождается с помощью казаков Оренбургского войска. Сделана кровля, вместо сопревшей от сырости стены возвели новую… А в прошлом году в храме впервые за многие-многие годы состоялся торжественный молебен. А еще здесь, в Нижнем Авзяне, стало традицией проводить детские казачьи лагеря, которые заканчиваются праздничным концертом. Прямо на полянке возле храма. Символическая сцена и несколько скамеек, на которые усаживаются местные старики. Выступают фольклорные коллективы из близлежащих русских сел.
Всё это немного оживило сельскую действительность — как камень, брошенный в тихий, заросший омут. Прослышав о храме, в Нижний потянулись люди. Они хотят прикоснуться к старым деревянным стенам Введенской церкви и непременно побывать на крыльце, где, как гласит предание, являлась Богоматерь после закрытия церкви. Она плакала о поруганной святыне.
Впрочем, хватит о грустном! Скоро в Нижнем Авзяне вновь состоится праздник! Селу исполняется двести шестьдесят лет.
25 июня в Нижний Авзян приедут все, кому дорог этот русский уголок земли. Выходцы из села и многочисленные гости. Будут звучать песни, местные старушки сядут на приготовленные лавочки и станут уголками платочков утирать слезы. В последнее время они часто радостно плачут, видя, что их деревенька «под крылом небесной тишины» наконец-то начинает просыпаться.
Чтобы жить дальше!
Введенская церковь, Нижний Авзяно-Петровский завод
Рисунок М. Ф. Чурко. 1920-ые гг.
Старая деревянная церковь Верхнего Авзяна во второй половине прошлого столетия была перенесена в Нижний Авзян. Это было связано с тем, что в Верхнем Авзяне в 1877 году был построен большой каменный храм.
До своего переноса эта небольшая деревянная церковь находилась в Верхнем Авзяне на старой Базарной площади.
Н. Чернавский в своей книге утверждает, что нижнеавзянская церковь была построена в 1882 году, что, конечно же, не соответствует действительности: автор книги, очевидно, дату переноса церкви решил считать датой ее постройки.
А вот когда эта церковь была построена?
Недавно мне в руки попалась «Ведомость о церкви Казанской Божией Матери, Стерлитамакского уезда, Авзяно-Петровского завода за 1858 год». В этой «Ведомости» говорится, что в Верхнем Авзяне «иждивением господина заводосодержателя Василия Евдокимовича Демидова» в 1788 году была построена деревянная церковь Казанской Божией Матери. Церковь была двухпрестольной: помимо основного престола, был еще престол Николая Чудотворца. Священником был некто Павел Алексеевич Монбланов.
Это вторая церковь за всю историю Верхнего Авзяна. Как уже говорилось, первую церковь, построенную еще при основании завода, сожгли пугачевцы, среди которых было много раскольников и иноверцев.
Итак, в 1788 году Василий Демидов построил в Верхнем Авзяне деревянную церковь. Безусловно, это имено та самая церковь, которая когда-то возвышалась на Базарной площади и которую впоследствии перенесли в Нижний Авзян, дав ей новое название. В Верхнем Авзяне, по воспоминаниям старожилов, других деревянных церквей просто не было.
Таким образом, датой постройки здания нижнеавзянской Введенской церкви следует считать 1788 год.
Здание церкви сохранилось до наших дней. Это самая старая постройка на территории Белорецкого района. Сейчас там располагается клуб.
По воспоминаниям старожилов, в Введенской церкви было три престола: помимо главного — Введенского, были еще престолы в честь Вознесения и Михаила Архангела.
Церковь была одноштатной.
Удивительно, но ни в одном справочнике, где говорится о православных церквях Башкирии, этот храм даже не упоминается. А ведь это памятник архитектуры.
Церковь построена в духе классицизма. Примечательно, что каменная верхнеавзянская церковь Казанской Божией Матери является практически точной, только значительно увеличенной ее копией.
Введенская церковь обита железом. Железная обивка сохранилась и до нашего времени, правда, ее теперь скрывает декоративная опалубка. Между прочим, в исторической литературе, в частности, в книге Г. Ф. и З. И. Гудковых «Из истории южноуральских горных заводов XVII-XIX вв.», встречаются упоминания о том, что отдельные представители великого русского рода Демидовых тоже обивали свои дома железом. Напомним, что Верхний и Нижний Авзяно-Петровские заводы в самом начале своей истории находились в руках Демидовых.
У нас нет данных о том, когда Введенская церковь была закрыта. Сейчас, как уже говорилось, там находится клуб. Колокольня и купол полностью разрушены.
Вот имена последних священников Введенской церкви, которых до сих пор помнят старожилы Нижнего Авзяна: Степан Борисович Соболев и Нил Данилович Пиндюрин.
Степан Борисович жил в Нижнем Авзяне в доме недалеко от церкви. Дом этот сохранился до наших дней. В тридцатых годах о. Степан, очевидно, уже после закрытия церкви уехал из села. В доме его потом размещалась школа, которую нижнеавзянцы называли «поповой».
О Ниле Даниловиче Пиндюрине у нас сведений нет. Известно только, что его сын, Гавриил Нилович, в середине двадцатых годов во время приезда в Белорецк Уфимского епископа Григория (Козлова) был рукоположен во дьяконы.
Григорий Нилович служил в Кагинской Никольской церкви.
Псаломщиком нижнеавзянской Введенской церкви был, по воспоминаниям старожилов, Петр Храмцов.
Была в Нижнем Авзяне и своя часовня. Находилась она за горой Кресты. А на самой горе, как вспоминают старожилы, некий Зайцев, житель Нижнего Авзяна, богатый человек, установил навес, под которым висел колокол. Это была своего рода колокольня.
Часовня под горой находилась на благодатном источнике, который течет до сих пор. Православные ходили туда крестным ходом на праздник Вознесения. В этот день в Нижнем Авзяне всегда было очень торжественно, особенно, когда звон колоколов Введенской церкви перекликался со звоном колокола, установленного на горе. Часовня и колокольня были разрушены при Советской власти.
В 2000 году часовню отстроили вновь. На Вознесение состоялось ее открытие.
Сейчас Нижний Авзян — небольшое село, административно подчиняющееся Кагинскому сельсовету. Живут там в основном пожилые люди. Православного прихода нет. Верующие ходят на богослужения в Верхний Авзян, в возрождающуюся Казанско-Богородскую церковь.
Источники:
1. Калугин, И. Под крылом небесной тишины… Нижнему Авзяну – 260 лет [Текст] / И. Калугин // Белорецкий рабочий. – 2016. – 11 июня. – С. 3.
2. Калугин, И. Пропал? [Текст] : [заметки с окраины] / И. Калугин // Под небом Белоречья : [стихи и проза] / И. Калугин, Н. Зимина. – Белорецк, 2013. – С. 156 – 164.
3. Швец, Л. Авзянский караван [Текст] : история сел В. Авзян и Н. Авзян / Л. Швец // Бельские просторы. – 2006. — № 3. – С. 141 — 153.
4. Калугин, И. Нижнеавзянская Введенская церковь [Текст] / И. Калугин // Белорецкий рабочий. – 2000. – 2 декабря. – С. 2.
5. Калугин И. Д. Православное Белоречье [Текст]. — [Белорецк, 1999-2000]. – 35 л. — Место хранения: Личный архив И. Д. Калугина.