Одежка для книжки
На первом уроке раздала своим десятиклассникам учебники. Книги в основном новенькие и еще пахнут типографской краской. Правда, обложки зачастую не из твердого картона, а бумажные, наверное, чтобы облегчить вес рюкзака или сумки ученика.
Учебники по нынешним временам недешёвые, стоят порядка 400-500 рублей, а если они в двух частях — и того дороже. Поэтому произношу фразу учителей всех времён: «Пожалуйста, оберните книжки!»
Ребята согласно кивают. Да и то сказать, сделать это сейчас очень просто. Готовые обложки продаются в каждом киоске и магазине с канцелярскими товарами, стоят совсем недорого. Так что скорее всего книжки получат новую одёжку, которая поможет сохранить их в хорошем состоянии и на следующий год передать другому классу. А вот в моё время эта задача была непростой. Её решение сводилось к следующему.
Первое: купить полиэтиленовые мешочки.
Но это было не так-то просто. В свободной продаже они бывали редко. Обычно мешочки использовали многократно, стирая и развешивая на балконе для просушки после использования. После этого они уже для обложки явно не годились. Если же все-таки удавалось их приобрести, то тут надо было вооружиться горячим утюгом. Помещали книгу в мешок, вырезали и подворачивали внутрь обложки остатки мешочка, проглаживали его через газету или плотную ткань, чтобы мешок оплавился и остался подвёрнутым. Но тут нас, как правило, ожидали два неприятных сюрприза. Или утюг прилипал к полиэтилену и отчистить его потом было очень сложно. Или появлялась дырка на драгоценном мешочке, делая обложку непригодной к употреблению.
А еще текст с газеты отпечатывался на обложке и можно было попытаться на уроке прочитать его вверх ногами, что могло стать хорошим развлечением на скучном уроке.
Решение второе, на первый взгляд, самое простое. Выручала любая газета, которую тогда выписывали в каждом доме. Но вот свернуть её надо было так, чтобы она не разворачивалась. Это было делом непростым. Мама моя, например, умела это делать мастерски, а мне наука никак не давалась. И очень скоро газета на моих учебниках превращалась в лохмотья, за что я получала нагоняй от учителя.
Было здорово, если родители недавно делали ремонт, и у них оставались куски плотных обоев. Тогда можно было стать обладателем и вовсе эксклюзивной обложки с синими васильками или золотистыми кленовыми листьями. Просто какое-то эстетическое удовольствие.
Вот такие невоспетые ещё никем чудеса дизайна проявляли мы, учась в школе.
Ну и у совсем у блатных (было такое выражение в советское время) появлялись разноцветные клеёнчатые обложки, которые, как правило, им привозили родители из командировок. Чаще всего такие обложки были темно-зелёного или коричневого цветов, иногда в рубчик, который тоже незамедлительно разрисовывался авторучкой.
Но как только мы открывали учебники, так появлялись новые соблазны. Ну кто хотя бы карандашом, который в конце года можно стереть резинкой, не пририсовывал бороду портретам Пушкина или Гоголя, а бородатому Толстому и рожки могли изобразить. Можно было разгуляться и на картинах знаменитых художников, размещенных в конце учебника, или на иллюстрациях к рассказам.
На фото — учебники, по которым учились тысячи и тысячи школьников в разные годы, когда ещё существовал СССР и даже в первые годы после его развала. Эти книги мы приносили стопками в конце учебного года, чтобы сдать в библиотеку и получить следующий комплект.
Кто-то умудрялся оставлять на последней странице послание будущему владельцу.
Эти книги кто-то берег, а кто-то нет. Кто-то рисовал в них забавные рисунки, а кто-то бережно подклеивал корешки.
Этими учебниками девочки били по голове на перемене мальчишек за то, что те их дёргали за косу. По этим книгам мы получали свои знания: 2+2=4, ЖИ-ШИ пиши с «и», сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы…
Источник:
Нарушевич, Т. Одежка для книжки : [воспоминания о школьных учебниках] / Т. Нарушевич. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2020. – 8 сентября. – С. 6.