Покорение вершин
Памяти товарища Михаила Георгиевича Полякова, погибшего в этом году (2007 г.) во время восхождения на гору Иремель, посвящается
В 1966 году мы закончили вечернее отделение Магнитогорского горно-металлургического института в городе Белорецке. На выпускном вечере решили отметить это событие восхождением на высшую точку Южного Урала гору Ямантай (1640 м).
Сделали предложение о походе декану МГМИ Михаилу Полякову, так как знали, что он в одиночку ходит в такие походы как Белорецк – Тирлян – Николаевка – Юрюзань и через хребет Машак. Михаил Георгиевич с удовольствием принял наше предложение. С ним вместе был преподаватель металлургического техникума Василий Александрович Хлесткин, и он тоже изъявил желание участвовать в походе. Тут же назначили дату отбытия из Белорецка – через 3 дня. Договорились, чего и сколько брать: палатку, топорик, телогрейки, котлы, хлеб, картошку. Утром рано пришли на автобусную остановку у первой школы, чтобы ехать на железнодорожную станцию. Василий Александрович опаздывал, и мы чуть не уехали втроем. А он появился в последний момент с небольшим рюкзачком, в коричневом шевиотовом костюме и полуботинках на кожаной подошве. Возражать было некогда, и мы отправились в путь. Уже в поезде посмеялись над костюмом Василия Александровича, дескать, трудно будет лезть по камням в таком одеянии.
В первый день мы дошли до Журавлиного болота. Честно говоря, думали, что Хлесткин вернется со станции Шушпа, но он шел с азартом. Утром, позавтракав, двинулись дальше. Погода была замечательная, но самое главное – ни один из нас не знал дорогу на гору. Ориентировались по рассказам бывалых туристов. Вот и гора «Стожок», затем река Инзер. Встреча с туристами, которые подтвердили правильность выбранного нами маршрута. Перешли реку и остановились на большой поляне, поставили палатку и стали готовить ужин. Так своим чередом за два дня мы прошли 30 км и, конечно, очень устали: жара, комары, слепни, но зато весь этот путь мы прошли по торной тропе. Вечером, поужинав, накрыли котлы с остатками еды, повесили их на сошки и стали слушать радиотрансляцию футбольного матча Бразилия – Аргентина. Тогда еще в составе сборной Бразилии играл Пеле – звезда мирового футбола. Но от долгой ходьбы, жары и сытного ужина мы быстро заснули. Проснулся я среди ночи, слышу, радиоприемник «Селга» все еще работает. Выключив его, хотел снова провалиться в сон, но скорее даже не услышал, а почувствовал, что около палатки кто-то ходит. Прислушавшись, решил, что, наверное, какой-то зверек доедает наш ужин. Тут задергались веревки, на которых была растянута палатка и довольно сильно. Я подумал, что это не мелкий зверек, например, лиса, а кто-то покрупнее. Затаив дыхание, ждал, как развернуться дальше события. Вдруг разошлись створки палатки, и кто-то огромный начал залезать внутрь. Я был ошеломлен, поджав ноги в коленях к груди, закричал, что было мочи. Те, кто спал рядом, тоже вскочили и присоединились к моим воплям. Орали мы в глухомани на разные голоса. Но тут створки палатки сомкнулись, и за ними раздался вполне нормальный человеческий голос: — Чего орете-то? Мы в ответ: — А ты чего лезешь? — Спать хочу.
Оказалось, что Василий Александрович, лежавший с края, ночью замерз и решил развести костер, погреться, но дрова не разгорались, и он решил снова залезть в тепло палатки.
Долго мы смеялись над собой, сон пропал, и пора уже было, вставать. Впереди длинный подъем по россыпям.
Гора Яман-Тау в переводе с башкирского означает — «страшная гора» — самая высокая на южном Урале, 1640 м над уровнем моря. Она граничит с горой Машак и хребтом Кумардак, с севера хребет Нары. Здесь образуется водораздел рек Малый Инзер, Большой Инзер и Юрюзань. Путешествие на гору не из легких, особенно для нетренированных людей. Мы тогда знали об этом только понаслышке, да и молодость толкала нас навстречу неизвестности. Но все-таки поворот, о котором нас предупреждал еще в Белорецке учитель физкультуры Константин Залавин, мы нашли. Через час ходьбы перед нами открылась сама вершина и альпийские луга с травой в рост человека. Тропы уже не было видно, шли наугад. Так добрались до подножья. Сделали небольшой привал. Дальше пришлось карабкаться по голым громадным камням, величиной с хороший грузовик. 400 метров подъема преодолели почти на четырех конечностях.
И вот мы на вершине. «Ура», — мы покорили Яман-Тау. На плоском камне написали наши имена, дату восхождения, сфотографировались на память. Видимость километров 30, погода исключительная — июль, но прохладный ветер и приближающийся вечер заставляют нас расстаться с вершиной. На обратном пути встретили группу туристов из Челябинска, они шли со станции Юрюзань. После разговора с ними, решаем пройти еще и их маршрутом, взойти на гору Машук и познакомиться с рекой Юрюзань. Вечерело, и мы двинулись в обратный путь. Машацкую высотку мы перевалили запросто, спустились к реке Юрюзань и… попали в болото. Вот здесь Василию Александровичу пришлось совсем туго. Ноги утопали по колено, одну вытащишь, другая тонет, и так метров 300, так добрались до места, где в реку впадал небольшой ключ и обозначилась, тропа. Василий Александрович к этому моменту уже был в одном ботинке, второй остался в болоте. Мы замотали ему ногу портянкой и продолжили путь.
Впереди должно было быть небольшое озеро. Говорили, что здесь хариус полуметровый. Но нам было не до рыбалки, торопились на станцию Юрюзань. до которой было еще километров двадцать. Шли медленно, и пришлось заночевать в избушке-землянке. А утром пошел дождь. Но, несмотря на это, мы двинулись по направлению к железной дороге. Впереди поляна. На которой густо рос конский щавель, а так как хлеб у нас уже закончился, то мы накинулись на это, как нам показалось тогда, лакомство. Наконец железнодорожный мост, а там и станция, с которой нас отправили в пассажирском вагоне до Белорецка, где мы и проспали всю ночь.
Так закончилось наше путешествие в честь окончания института, в котором с нами случались и приключения, и забавные истории, и пережили мы серьезные испытания на стойкость и силу.
Источник:
Ломовцев, Ю. Покорение вершин [Текст] : [памяти товарища М. Г. Полякова, погибшего в 2007 году во время восхождения на гору Иремель, посвящается] / Ю. Ломовцев // Металлург. – 2007. — № 47. – С. 11.