Ровесница революции

А. В. Пилясова

Долго жму на кнопку звонка, ожидая пока хозяйка дойдёт до ворот. В её 99 лет по-быстрому уже не получается… Александра Васильевна Пилясова родилась в год революции, в 1917-м.

 – Сейчас, сейчас… Не спеши. Как бы не убиться на ступеньках, — отзывается хозяйка. – Тебе чего? Ты кто? — сухонькая и сгорбленная от вековой нагрузки бабуля наконец открыла мне, глянула выцветшими глазами.

– Ну, заходи, отчего ж про себя не рассказать, — разворачиваясь к крылечку, настраивается на беседу Александра Васильевна.

Осматриваю когда-то обширное крепкое хозяйство. По всему видно: когда-то здесь кипела жизнь, но с тех пор всё основательно подгнило, покосилось и заросло травой. Заходим в дом: тепло, чисто и тихо – не гремит телевизор. Устроившись в большой комнате, начинаю беседу.

– Фамилия у вас редкая для Белорецка…

– В Тирляне мы, Пилясовы, жили. Три сына да я, самая младшая у родителей. В 31-м году нас раскулачили, — неторопливо, с остановками говорит Александра Васильевна. — А кулачить некого и нечего было — всего-то корова да лошадь во дворе. Отчитаться им надо было. Война когда началась, младший брат добровольцем пошел на фронт, жену беременную оставил. Мы все отговаривали его. Хочу, говорит, смыть с семьи звание «кулак». Вернулся по ранению, снарядом ему живот разворотило – смыл, выходит, «кулака». Вылечили его, работал на железной дороге в Тирляне, хорошую пенсию заслужил. Старший брат в сплавной конторе в леспромхозе трудился. Ещё один – в мартене нормировщиком работал. Он меня и устроил весовщицей в доменный цех.

– А чем запомнились военные годы?

– Не спеши. Всё видела, и плохое и хорошее… Замуж вышла девчонкой, двадцати не было. Его из Уфы прислали в техникуме учиться и работать на заводе. Мастером поставили, а потом начальником смены в доменном. Он старше меня на шесть лет был. А в доменном я недолго работала, в декрет ушла и больше туда не вернулась. Сына родила в 24 года, как раз война началась. После декрета в финансовый отдел перешла, в контрольно-счётное бюро. Я же еще и техникум закончила. Мы проверяли талоны на продукты, чтобы в магазинах их не воровали. Сначала поставили на это дело эвакуированных – одна из Орла, другие с Украины. Они и стали машакатить с талонами. А нам, поскольку мужья партийные были, доверили эти дела. Потом я рассчиталась оттуда. В магазине еще работала… Паёк мне давали – 800 граммов хлеба, а мужу, как начальнику смены в доменном цехе, килограмм в сутки. Мы тогда корову, поросёнка держали. На покос нас на Журболото брали в команду от конного двора. Помнишь, тут рядом через речку конный двор был? Потом муж заболел, инфаркт случился. Но он и не косил никогда, он же уфимский. Мы и пшеницу в поле за 16-м цехом сеяли, жать я умела, в Тирляне всему научилась. Во дворе её молотили, на Колюшину мельницу зерно отвозили. Тут рядом мельница была, помнишь? Смололи зерно – мука своя. На Пригородном поросёнка брали, в подполе зимой держали, чтобы не замерз.

– Давно ли в этом доме живёте?

– Так это Ишмаевых был дом. Их посадили, в начале войны было дело, они обувью торговали, кажется. А мы в казённой квартире жили и попросили частный дом. Нам его и дали в рассрочку. Муж еще в 80-м году умер.

– И где сейчас ваши дети и внуки? – киваю на фотопортреты на стене.

– Сыну уже 75, в Магнитке живет. Болеет крепко, а внуки по 12 часов работают. В огороде теперь уж заниматься некому. Дочь на десять лет младше сына, живёт под Москвой, в Химках. Училась на адвоката, но работать ей не пришлось. Муж у нее хороший, дочка и внучок. Мальчишке всего четыре года, балясник! Я, говорит, по-английски умею говорить… В октябре дочка приедет, заберёт меня с собой. Придется в Химки ехать… Душа болит, шутка ли, 70 лет прожила на одном месте…

А девушка ко мне из собеса приходит по пятницам. Приберётся, продукты принесет, какие попрошу. Про своё расскажет, про моё послушает. Пенсии мне хватает, я ведь не пью, – без улыбки шутит Александра Васильевна. – Вот только таблетки пить надо, приболела я сегодня, врач должен приехать, ворота открытыми держу.

Догадавшись, что пора закругляться, предупреждаю бабушку, чтобы крепче держалась на крылечке за перила и никому не открывала дверь. Место здесь глухое, а народа сейчас всякого вдоволь.

Источник: 

Швец, Л. Ровесница революции [Текст] : [А. В. Пилясова родилась в год революции, в 1917-м] / Л. Швец // Белорецкий рабочий. – 2016. – 1 октября. – С. 1.