Там ценили главные человеческие качества
5 апреля 1972 года началось строительство современного БАМа, были отсыпаны первые кубометры грунта в железную дорогу. В 1974 году вышло постановление «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали», после чего развернулись масштабные работы: всего предстояло построить 4200 километров железной дороги среди непроходимой тайги. В апреле того же 1974-го был создан Всесоюзный ударный комсомольский отряд имени XVII съезда ВЛКСМ – первый на этой стройке. БАМ был объявлен одной из стратегических транспортных магистралей страны, необходимых для хозяйственного освоения Дальнего Востока и севера России, а также для связи со странами Востока и развития экономики Сахалина и Курильских островов.
Магистраль стала стройкой века и открывающимися перспективами для тысяч молодых людей. В строительстве принимали участие около двух миллионов человек, на стройку в основном привлекали молодежь. Призыв партии, развитие индустриальной мощи страны, девственная природа, а также романтика дальних дорог и новых малоизведанных мест – всё это манило сюда комсомольцев того времени. Они собирались в путь и отправлялись в полную неизвестность. Больше недели ехали на поезде Москва-Владивосток, потом распределялись по участкам. Суровый климат (а морозы порой достигали 60 градусов), неустроенный быт ничуть не пугали, а бросали вызов героическим порывам людей.
С первых же дней стройка стала символом дружбы народов, ведь туда приезжали жители всех союзных республик. В официальных данных есть такая цифра: люди 70 национальностей собрались на БАМе. За 12 лет было построено 60 городов и посёлков. Одним из самых крупных и красивых стал город Тында, который разделил БАМ на две примерно равные части. Вокзал этого города напоминает раскинувшую крылья птицу. Между крыльями – башня-клюв, в ней – диспетчерская и бытовое помещение с панорамным видом на город. С учетом высоты башни этот вокзал стал самым высоким на Дальнем Востоке. И еще это здание – красивейшее в Амурской области.
Тынду строили москвичи. Северо-Якутск – белорусы, Байкальск – ленинградцы. А жители Башкирии возводили Зейск, что расположился недалеко от Тынды. Жить поначалу приходилось в палатках, щитовых домиках, а затем в вагончиках и бочках, которые называли балка. Они до сих пор есть в Тынде.
Анна и Владимир Машковы
В ту пору и белоречане не остались в стороне от Всесоюзной стройки. Например, из цеха металлокорда девушки смены мастера Ф. В. Дёминой полным составом отправились на БАМ. Призвала их к этому канатчица Татьяна Бабушкина-Бардина. Увлекла она за собой и своих сестер, среди которых была Анна.
Родилась Аня в Узяне, а после окончания десятилетки поступила в Уфимский техникум советской торговли, где получила специальность товароведа промышленных товаров. Вернулась в Узян и встретила молодого человека Владимира Машкова, который только вернулся со службы в армии. После свадьбы молодая семья Машковых переехала в Белорецк. Анна устроилась заведующей магазином в ОРС БМК, Володя — на базу водителем. В 1978 году у них родился сын Женя, когда ему исполнилось два года, Машковы приняли решение уехать на БАМ. Попали в Тынду, которая была ещё посёлком, поселились в щитовом бараке, где не было даже воды. Володя трудился водителем на участке, где бурили скважины для воды. Анна нашла работу по специальности – продавцом в хозяйственном магазине. Приходилось привыкать к бытовым трудностям, к местному климату с суровой зимой и летним сибирским зноем с тучами разнообразного гнуса. Поэтому на БАМе ценились высокие человеческие качества: мужество, смелость, мастерство, доброта, умение вовремя прийти на помощь товарищу. Всё это делало жизнь трудной, но наполненной. Там была настоящая школа жизни. Железнодорожная магистраль была нужна стране. И это обстоятельство строителями ставилось выше отдельных неудобств жизни в период возведения БАМа. Убежденность в том, что на БАМе работают за идею, создавало особую атмосферу, делало эту стройку отличной от других «денежных» мест СССР, будь то работа в те годы в Воркуте или Норильске.
Машковы прожили там 34 года. И Тында, и БАМ по-прежнему в их сердцах. Воспоминания о той холодной земле и сегодня остаются самыми теплыми.
После распада СССР начал разваливаться и БАМ: людям месяцами не выплачивали зарплату, многие уже не видели здесь будущего. Магазины передали в частные руки, и тогда Анна с головой окунулась в новую сферу – предпринимательство. За товаром первое время ездили в Красноярск, Новосибирск, а позднее проложили свою дорогу в Китай. Анна вспоминает, что времена тогда были непростые, поэтому собирались в поездки группами: «Уезжаем из Тынды – температура минус 30-40 градусов, приезжаем в Китай, а там тепло».
Вроде бы дело наладилось, в доме появился достаток. Но не бывает жизни без испытаний. Погиб от рук преступника 30-летний сын, не успев даже семьей обзавестись. После окончания школы он служил в Чечне, там, в горячей точке, бог уберег его, а дома, рядом с родными, такое горе случилось. Мать до сих пор не может вспоминать о сыне без слёз. После такого удара не смогли Машковы оставаться в Тынде, вернулись в Белорецк. Здесь и обустроились заново. Своими руками сделали ремонт в квартире, купили дачу. Владимир сам построил там баньку, теплицу, беседку, облагородил участок. Летом сад утопает в цветах, которые Анна очень любит.
Когда я пришла к Машковым в гости, меня радостно встретила их домашняя любимица – пудель Джессика, с которой хозяин собрался на прогулку, а мы с Анной занялись цветами и по-женски разговорились о том о сём. Вдруг раздался звонок телефона. Звонила племянница из Тынды, передавала привет от всех близких и родных. Их разговор плавно перетёк в нашу беседу, достали альбомы с фотографиями, Анна вспомнила то счастливое время в их жизни. Мы вглядывались в лица друзей, которые делили с ними все сложности и радости, рассматривали городские улицы, названные первостроителями Старым и Новым Арбатом, храм Святой Татьяны…
Годы идут, даже летят. Сейчас Владимир Николаевич продолжает работать, а Анна Николаевна занимается домом, в котором идеальный порядок, чистота и уют. Они давно уже стали единым целым, а участие в строительстве БАМа осталось той темой, которая позволяет им сейчас чувствовать гордость за свою работу.
Источник:
Николаева, Т. Там ценили главные человеческие качества : [семья Машковых принимала участие в строительстве БАМа] / Т. Николаева. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2021. – 2 апреля. – С. 3.