В окружении настоящих мужчин
Думаю, что я самая счастливая женщина, потому что вокруг меня жили и живут настоящие мужчины. Ведь только настоящие мужчины не боятся служить в армии. Я хочу рассказать о солдатах мирного времени
Мой папа Зулкарнаев Мунир Гумарович на войне не был, когда началась Великая Отечественная ему было только 12 лет. Во время того лихолетья ему пришлось работать углежогом. Жгли берёзу в специальных печах в лесу, а потом уголь вывозили на лошадях на Белорецкий завод. И так всю войну. Своего отца он потерял ещё в раннем детстве и его вырастил другой человек, дал ему свою фамилию и отчество. Но он в самом начале войны, как и многие мужчины, ушёл на фронт и пропал без вести. В день, когда его провожали на фронт, моя бабушка родила ему сына, моего дядю Амира. Вот так получилось, что мой отец осиротел дважды. Но он не сдался.
Ведь на нем, как на старшем, остались мама и крошечный брат. В 1950 году отца призвали в армию. Попал он на Дальний Восток, на реке Зее стояла его воинская часть. Он три года служил пограничником. Так как часть располагалась далеко от населённых мест, то солдаты всё делали сами. Отца научили печь хлеб, тогда он пёк его для всей части, у него даже есть нагрудный знак «Отличный пекарь». После трех лет службы отец вернулся домой, в деревню Карталинская Запань и работал там пекарем. Потом устроился на работу в леспромхоз.
В нашей семье было 11 детей: 7 сыновей и 4 дочери. Все мои братья отслужили: шестеро — в сухопутных войсках (один в Венгрии, один в Германии), самый младший был матросом на Черноморском флоте. Шестеро братьев моего мужа Мингажева Хариса Билаловича и он сам также служили. Потом наступило время уходить в армию внукам. Всего у нашего деда семь внуков, все они отдали свой воинский долг Родине.
Самый старший внук — Закиров Равиль Шамильевич погиб в Чечне в 2000 году при исполнении боевого задания. После его гибели ушёл в армию наш старший сын Мингажев Рустем. Он тоже попал в Чечню. Вот тогда я поняла, что такое ждать сына из армии. Но, слава Богу, к тому времени военные действия там прекратилась. Сын почти три года служил в Чечне по контракту, потом благополучно вернулся домой. Второй сын служил в Мурманской области. Самый младший, как и его дед, тоже служил три года. Он ветеран боевых действий.
Наша семья богата на крепких парней. Племянники моего мужа и мои — все служили в армии. Один из них – Шаяхметов Динислам – сейчас кадровый военный, закончил Калининградскую высшую школу ФСБ, работает в таможенно-пограничной службе. Теперь у нас подрастают четыре внука и пять внучек. Я думаю, что когда они вырастут, то не посрамят честь и память своих дедов и отцов, чтобы последующее поколение было твёрдо уверено, что наши мужчины нас всегда защитят.
Мой свёкор Билал Мингажевич Мингажев родился 27 сентября 1912 года в деревне Кудашманово. Рос он без отца, поэтому с малых лет мальчишке пришлось работать. Но вырос он здоровым и сильным, до самого призыва на фронт работал в лесной артели, валил лес.
В январе 1942 года был мобилизован на фронт Великой Отечественной войны Белорецким РВК БАССР. Попал в 58-й Башкирский кавалерийский полк. Сначала был ручным стрелком, у него появилась кобыла, его боевая подруга по кличке Тирка. В своих воспоминаниях он всегда нам рассказывал о ней, говорил: «Мы со своей Тиркой убили 18 немцев». В июне 1942 года в бою его кобылу убило, а сам Билал Мингажевич был ранен. Потом, с сентября 1942 года по май 1945 года, служил Мингажев ручным стрелком в стрелковом полку. Участвовал в сражении по освобождению Ленинграда, сражался в битве за город Кёнигсберг, был награжден медалями «За оборону Ленинграда» и «За взятие Кёнигсберга». Принимал участие в боях за освобождение Литвы и Латвии. Проявил в боях отвагу и бесстрашие, за что награжден медалью «За отвагу». Весной 1945 года принимал участие в боях по взятию города Гумбиннен, где был тяжело ранен. Ему оторвало пальцы на кисти левой руки, осколки попали в оба плеча, спину, Билала сильно контузило… К слову, когда я пришла в их семью, а это было в 1978 году, у него из плеча вытащили осколок, который был размером с крупный боб. А ведь к тому времени прошло уже 33 года после войны, а эхо тех событий жило у него в теле и мучило нестерпимыми болями. Иногда он сильно заикался.
24 августа 1945 года Билала Мингажевича выписали из госпиталя и уволили в запас. Он вернулся с войны инвалидом I группы, но встречали его как настоящего героя. Полная грудь боевых наград, к имеющимся боевым добавились новые: «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «Орден Красной Звезды».
Когда он уходил на войну, у него дома оставались мама, сёстры, жена и маленький сын. Его жена, моя свекровь Мингажева Майлиуша Буляковна тоже не сидела дома. Всю войну она работала на тракторе, пахала землю, сеяла хлеб, помогала фронту, как могла. После войны у них родились ещё шесть сыновей и дочь. В 1978 году свекровь трагически погибла.
Умер 26 декабря 1994 года в возрасте 82 лет и наш дед. Мы всегда будем гордиться нашим героем и благодарны ему за всё.
Источник:
Мингажева, Н. В окружении настоящих мужчин [Текст] : [о ветеранах Великой Отечественной войны; о солдатах мирного времени] / Н. Мингажева // Белорецкий рабочий. – 2018. – 23 февраля. – С. 3.