Военных дней святая память (Вести с фронта)

22 июня День памяти и скорби

Вести с фронта

Военных дней святая память (Вести с фронта)

Старая бумага упорно заворачивается по сгибам, продавленным больше шестидесяти лет назад. Выцвели чернила, поблёкла типографская краска на почтовых открытках. У каждого треугольника своя история, счастливая или печальная. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив-здоров, приходила после страшного казённого конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали.

Письма с фронтов Великой Отечественной войны — документы огромной силы. В пропахших порохом строках — дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу…

Предлагаем почитать письма солдат Великой Отечественной войны, написанные с фронта родным и любимым. Они хранят не только ощущение времени и правду об ужасах войны, но, прежде всего, нежность, любовь, веру — те чувства, которые делали мужчин бесстрашными на протяжении пяти лет. С началом военных действий миллионы людей оказались в действующей армии; шла массовая эвакуация, многие поменяли место жительства. Вся надежда была на почту, которая помогала найти близких. Ежедневно уходили на фронт тысячи писем, открыток. Не меньше шло писем и с фронта — в разные города, посёлки и села — туда, где были оставлены родные люди.

Можно было встретить среди них и поэтов в душе, несмотря на смерти и ужас войны:

«Привет с фронта.
9 сентября 1943 года.
Тихий теплый вечер, солнце давно скрылось за горизонтом. Заброшенный парк с опустевшими аллеями. Минутами мне кажется, что я нахожусь где-то за городом, на даче, где все спокойно кругом. Но нет, эти минуты только мелькнули и современность вернулась. Константин».

Не было на фронте человека, который бы не скучал по родному дому. Не случайно почти все письма начинаются с обращения к родным и близким: «милая мама», «мои родные», «дорогие мои дети», «любимая Маша»… Как правило, в письмах бойцов встречаются короткие повествования о войне. Отправляли родным стихи, фотографии, вырезки из газет-листовок. Поскольку письма писали прямо с поля боя, «с переднего края», фронтовики, по мере того как шла война, все чаще указывали места, где состоялся бой. Люди писали в письмах и открытках, приближая победу: «Я буду бить врага до последних сил…», «…отомщу за разрушенное село», «Верю, что расквитаемся с фрицами», «Мама, немчура бежит от нас, мы им зубы переломали»…

«Здравствуйте, дорогие родители, папа и мама, Рая и Табрис. Шлю вам свой харьковский привет и наилучшие пожелания как в жизни, так и в работе.

Доехали до места, но ненадолго, находимся на расформировке. На днях поедем на фронт – бить фрицев»

«Доброго здоровья дорогие Илья, Маруся и Римма!

Сегодня получил от вас письмо, писанное 10 апреля. Благодарю за письмо и пожелания. Печально очень, если это точно сообщили товарищи о Всеволоде. Я что-то не верю. Неужели если бы он был жив и в состоянии, не сообщил бы вам? Это первое. Второе. Предположим хуже, его убили: так как я сам на этом деле работал; тем более он средний командир был – о нем бы немедленно вам прислали документ, что убит и где похоронен. Сообщили бы из части, не дожидаясь вашего запроса. Это закон, мне известно. Сам не хотел он вас пугать сообщением о своем ранении. Написать я ему не сумею, так как нет адреса. Пожелаю вам уж очень не убиваться и надеяться на современную медицину. Я пока жив, здоров. Вы интересуетесь, участвовал ли я в боях. Конечно, участвовал. А со второго апреля я оформлял, а 1 мая получил билет кандидата в члены партии, хочу воевать в рядах ВКП(б)».

Конвертов не хватало, с фронта приходили письма-треугольники. Отправляли их бесплатно. Треугольник — обычный тетрадный лист, который сначала загибали справа, потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника.

«Обязательно передавай привет девушкам на работе. Написал бы всем подробнее, но бумаги иссякли все запасы. Вася».

Важное значение в годы войны придавалось художественному оформлению почтовой корреспонденции, связывающей фронт и тыл: были специальные открытки и листы, где вверху было отпечатано «Привет с фронта».

А вот и целая история в письмах.

Письмо от 4 февраля 1942 года от бывших работников сталепроволочно-канатного завода, Панькова Семена Герасимовича, Потапова Ивана Петровича, Старикова Константина Николаевича:

«Здравствуйте, товарищи сталепроволочники!

Рабочие и работницы, инженерно-технические работники!

Шлем мы вам свой чистосердечный привет (боевой, красноармейский) и пожелаем всему рабочему коллективу доброго здоровия. И пожелаем наилучших успехов в выполнении производственных программ.

Товарищи сталепроволочники, вы знаете, что в настоящий момент наше социалистическое государство ведет отечественную войну против немецких извергов, которые оккупировали районы и области нашей священной родины. Но гитлеровский план молниеносной войны провалился, враг наткнулся на боевое оружие красных воинов. Враг просчитался и сейчас бежит, не выдерживая ударов нашей рабочее-крестьянской армии, которая посылает ему металлические гостинцы, выработанные рабочими нашей родины.

Товарищи сталепроволочники! Там, где враги отступают, они оставляют гнусные, бесчеловечные, зверские следы, на которые нам пришлось насмотреться. Сожжённые села, грабёж населения, а также убийство мирных жителей – вот поведение гитлеровских гадов.

Сейчас мы находимся на отдыхе в Московской области. Скоро получим боевое задание и поедем выполнять его с честью и доблестью. И уверяем вас, что поставленную задачу выполним. И требуем от вас, дорогие сталепроволочники, выпускать больше и качественнее металла сверх плана, помогая тем самым мы быстрее разгромить фашистских гадов. Просим вас отписать нам о выполнении производственной программы второго полугодия 1941 года и за январь 1942. По производству скучаем.

До свидания, до свидания, до свидания. Наш адрес: Действующая Красная армия, почтово-полевая станция 1608 почтовый ящик № 4».
В конце этого же, 1942 года пришла домой почтовая открытка, написанная 2 сентября, от Семёна Панькова, одного из авторов письма:
«Здравствуйте, многоуважаемая супруга Таня и любящие детки: Толичка, Валичка и Любочка! Шлю я вам свой чистосердечный привет и желаю всего хорошего в жизни. Сообщаю, что я пока жив, здоров. Таня, письмо от вас получил, за которое чувствительно благодарен, что помните, что узнал, как вы живете. Больше пока писать нечего. Передай привет Киселёвым, Гостевым, Авдеевым, Терентьевым».

А 25 сентября, спустя 23 дня, Семен Герасимович Паньков погиб в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество. Это было подо Ржевом, деревня Новосеменовская, Мартуковского сельсовета.

Семья получила похоронку в октябре.

Читать эти письма — все равно что слушать живые голоса ветеранов. Они уходят от нас, но память, к счастью, остается.

Спасибо им всем.

Источники:
Николаева, Т. Вести с фронта [Текст] : письма солдат Великой Отечественной войны, написанные с фронта родным и любимым / Т. Николаева // Белорецкий рабочий. – 2014. – 8 мая.