Заметки к 80-летию села Сосновки
Надежда Петровна Богданова до сих пор вздрагивает от этой фразы — «враг народа»…
Она родилась в Кузъелге, в спецпоселке, куда в тридцатые годы выслали ее папу. Чем он не угодил советской власти — об этом я Надежду Петровну спрашивать не стал. В ту пору клеймо врага народа или кулака мог получить каждый, у кого две коровы и завистливый сосед….
Мама Надежды Петровны с чудесным именем Ненила (на снимке) вместе с двумя детьми приехала к мужу в Кузъелгу и добровольно обрекла себя на жизнь в спецпоселке.
– Папа потом всегда говорил, что мама его спасла, вернула веру в жизнь, — рассказывает Надежда Петровна. – А комендант лагеря сказал ей: «Ты как жена декабриста!»
Потом папу Надежды Петровны вместе с другими «врагами» выслали осваивать новые земли в районе нынешней Сосновки.
Надежда Петровна показывает на одиноко стоящий дом в центре Сосновки. Маленький такой домик со старой побелкой поверх бревен. Прохудившаяся крыша…
— Мы в ту пору жили в одной половине, — она подходит к двум покосившимся окошкам. — Представьте: нас пятеро, и в этой же половине Харис-бабай с семьёй жил. Утром мама встает – и сразу к иконам – помолиться. А Харис-бабай в своем углу молитвы читает по-своему, по-мусульмански. И ведь не мешали друг другу, одна общая беда была у всех. Харис-бабай всегда меня дочкой называл…До конца жизни.
– Обида была? – спрашиваю я Надежду Петровну. Имею в виду обиду на советскую власть, которую наверняка испытывали спецпереселенцы. Ведь у них отобрали все.
Надежда Петровна удивляется вопросу.
– Я ни одного плохого слова от родителей не слышала о советской власти, – говорит она твердо. — Ни одного! Даже в узком кругу.
Я слушаю ее и думаю: «Почему надо быть голодным, чтобы стать добрым? Почему нужна большая беда, чтобы сплотиться?»
Итак, Сосновка… Центр села. Надежда Петровна Богданова рассказывает о своем отце. О том, что он был честным и трудолюбивым, замечательным плотником. Она показывает дома, которые он строил. К разговору подключается Борис Михайлович Соков. Он в особом представлении не нуждается: Борис Михайлович – прокурор города в отставке, почетный работник прокуратуры России, почетный гражданин Белорецкого района и города Белорецка. Он сегодня тоже приехал в Сосновку.
– Обида, говорите? – задумывается Борис Михайлович.
Ему я тоже задал этот вопрос. – Знаете, мой отец защищал Москву и Сталинград. Он в бой ходил за Родину и за Сталина. Это не пустые слова… У меня дома до сих пор портрет Сталина висит, от отца остался.
Борис Михайлович родился в трудпоселке Нура, куда был выслан его отец. Выслан с клеймом врага народа. Именно Михаил Григорьевич Соков (на снимке) в середине тридцатых нашел новое место для расширения сельхозартели «Нура».
Нужны были сельхозпродукты для народа за счет «врагов народа». В 1936 году туда перевели некоторые семьи спецпереселенцев. Позже сельхозартель «Нура» переросла в колхоз. За свою историю он назывался по разному: имени Молотова, имени Маленкова и, наконец, «Заря».
— Удивительно трудолюбивый народ! – продолжает Борис Михайлович после небольшой паузы. Это он о спецпереселенцах. – Папа с фронта вернулся и уже на следующий день в правление колхоза пошел устраиваться на работу. Он знал всё о крестьянской жизни: когда и где пахать, что сеять… Даже когда он вышел на пенсию, люди продолжали обращаться к нему за советами…
Борис Михайлович показывает на дом, где жил он с родителями… Сегодня в современной Сосновке уже мало что напоминает о жизни спецпереселенцев.
Начинается дождь. Надежда Петровна спешит домой. Торопится и Борис Михайлович. В конце встречи он взволнованно говорит мне:
— Если будете писать о них, непременно подчеркните, что все спецпереселенцы — это удивительный, трудолюбивый и честный народ! Они были настоящими! Не было среди них ни пьянства, ни мата, ни воровства… И они умели дружить.
…Борис Михайлович приехал сегодня из Белорецка, чтобы навестить могилы своих родителей: отца Михаила Григорьевича и матери Загиры Галимовны.
И последнее.
Сосновский колхоз «Заря» — это тоже часть истории. Кстати, он был самым богатым в районе, недаром ведь там работали бывшие кулаки.
Но кулацкий дух здесь всё же остался.
Неподалёку от села — Татищево поле. Живописнейшие места: вековые сосны царственными кронами касаются облаков. Пасутся лошади.
– Я так порой намотаюсь за день! — рассказывает Заит Аксанов, глава крестьянско-фермерского хозяйства. — А прихожу к своим лошадям — и усталость как рукой снимает.
У супругов Заита и Зухры Аксановых около ста пятидесяти лошадей башкирской породы. Кстати, Зухра — потомок спецпереселенцев. Её бабушка, Нагима-иней, была выслана из Татарии в один из спецпоселков, затем семья перебралась в Сосновку.
– Бабушка из купеческой семьи, — рассказывает Зухра. — Когда их раскулачили и выслали, она работала на заготовке леса. Я запомнила её жизнерадостной, хотя у нее была трудная жизнь. Помню, что она знала много сказок и рассказывала нам, ребятишкам.
Заит и Зухра — тоже теперь кулаки. Сегодня это понятие уже не клеймо, это почётное звание.
— Завидуют? — спрашиваю Зухру.
– Не без этого, — отвечает она весело.
И уходит от темы…
Источник:
Калугин, И. Они были настоящими… заметки к 80-летию села Сосновки [Текст] / И. Калугин // Белорецкий рабочий. – 2016. – 29 июня. – С. 3.