Звездная эстафета
Наш постоянный читатель, ветеран труда БМК Адип Валитов поделился с нами фотоисторией, участником которой он стал 43 года назад. К очередному съезду Коммунистической партии комсомол Башкортостана решил по-особенному отрапортовать о своих достижениях. Была организована так называемая звёздная эстафета — доставка красочно оформленных рапортов со всех районов республики в Уфу спортсменами-лыжниками.
Белорецкий комсомол принимал эстафету от учалинцев и должен был передать её Белорецкой районной комсомольской организации в посёлке Инзер. В назначенный день работники металлургического комбината Лидия Мартынова и Нурей Ахунов, работник завода тракторных рессор и пружин (к сожалению, его фамилию я не запомнил) и я, комсорг цеха № 6 БМК, собрались в кабинете второго секретаря горкома комсомола Э. Ф. Воротововой, получили рапорты белорецкой и учалинской комсомольских организаций и выехали к месту старта — стеле, посвящённой рейду Блюхера (сейчас на этом месте стоит скульптура сталевару). Отсюда мы двинулись в путь.
График движения был следующим: 50 минут хода, 10 минут отдыха, во время которого пили сладкий, крепко заваренный чай и смазывали лыжи.
Весь маршрут проходил по автомобильной дороге, поэтому на лыжи необходимо было наносить толстый слой смазки для хорошего скольжения и предохранения их от истирания, так как проезжая часть была усыпана щебнем. Первые двадцать километров прошли практически за два перехода и достаточно легко. Перекусив, двинулись дальше. От посёлка Серменево и вплоть до посёлка Улу-Елга дорога постоянно шла в гору, поэтому идти стало сложнее. Наша колонна понемногу растягивалась. Не скрою, пришлось тяжеловато, но тот факт, что среди нас была женщина, хоть и перворазрядница по лыжным гонкам, заставляло мобилизоваться и терпеть.
К вечеру, уже затемно, мы пришли в посёлок Ишля, преодолев тем самым около 50 километров пути. Ночевали у родственников Лидии. Не помню, каким был наш ужин, но то, что одного объёмистого самовара на четверых оказалось мало, не забылось!
Второй день пути встретил нас лёгким морозцем и ярким солнышком.
Но хорошее настроение было омрачено. На одном из спусков моя лыжа зацепилась за придорожный щебень, резко тормознула, и перелетевший из-за спины рюкзак обломил ей нос. Приладив его изолентой, поспешили к посёлку Татлы, где у физрука местной школы приобрели лыжу. Пересадив крепление и наскоро перекусив, двинулись дальше.
Впереди был самый тяжёлый участок пути – Бердагуловский подъём. Это потом строители современной трассы его сгладили, сделав более пологим. А тогда дорога проходила через центр посёлка, была менее протяжённой чем сейчас, но перепад высоты был таким, что иногда приходилось подниматься «ёлочкой». Взобравшись на вершину, мы скользили, отталкиваясь палками, и так шли практически до местечка Реветь. Вечерний Инзер встретил нас обилием огней и осознанием того, что поставленную перед нами задачу мы выполнили, преодолев за два дня более 100 километров.
Утром вручили рапорты начальнику комсомольского штаба стройки железной дороги «Белорецк — Чишмы» В. А. Филимонову и двинулись в обратный путь, в Белорецк, правда, теперь уже на поезде.
Источник:
Валитов, А. Звездная эстафета [Текст] : [к очередному съезду Коммунистической партии комсомол Башкортостана решил по-особенному отрапортовать о своих достижениях] / А. Валитов // Металлург. – 2019. — № 5. – С. 11.