Любовь прежде всего

Любовь прежде всего
Семья Татлыбаевых

Останавливаемся в центре села Шигаево и спрашиваем, где живёт семья Татлыбаевых?

– Направо по проулку, – говорят нам. – У них на воротах ромашки нарисованы.

Едем и ищем эти самые ромашки. А они здесь везде! Многие ворота разрисованы национальными орнаментами, в которых непременно значатся эти цветочки. Наконец, ближе к окраине находим нужный нам дом.

Нас встречает Тагир Муждабеевич, глава семьи Татлыбаевых. Следом, откуда-то из подворотни, выходит большая собака. Она не лает на гостей, а смотрит вполне добродушно.

На дверях одной из построек во дворе аккуратно выведено краской: «Кабинет короля».

– Это туалет, вообще-то, – смеется хозяин дома. – Внучки так пошутили.

На стене бани, кстати, внуки нарисовали ребёнка, который весело купается в детской ванночке. А внуков у Тагира Муждабеевича и его супруги Салимы Нагимовны – двадцать!

– Ещё правнук есть, – добавляет хозяин дома.

Салима Нагимовна готовит бешбармак для гостей, одна из её дочек – Гульдар – нарезает домашнюю колбасу из конины. В башкирских селениях не принято отказываться от угощения, поэтому испытываешь неловкость: ведь я приехал не угощаться, а рассказать о замечательных людях, которые умеют быть счастливыми.

На одной из стен в доме висит листок с мусульманской молитвой, рядом – большая открытка с изображением новогодней ёлочки. За окном – февраль, но, похоже, с праздниками в этой семье расстаются не сразу.

Жарко топится печка.

– Скоро обещают газ провести, – произносит хозяин дома.

Передо мной – ряд фотографий детей и внуков. Целая галерея! Салима Нагимовна показывает на фото старшего сына, который сейчас служит в армии. Недавно он приезжал в отпуск. Рассматриваю фотографии, пытаюсь записывать имена, но путаюсь и прекращаю это занятие.

Тагиру Муждабеевичу 68 лет, его супруге – 65. У них четверо своих детей и столько же приемных. Но Татлыбаевы такими формулировками не пользуются: для них все дети родные.

Тагир Муждабеевич всю жизнь работал трактористом, Салима Нагимовна — в культуре, впрочем, и сейчас постоянно участвует во всех сельских праздниках.

Из соседней комнаты выходят внучки Гульзифа и Гулия. Первая вместе с мамой Гульдар приехала из Уфы в гости к бабушке. Вторая живет в Шигаево.

Бабушка забирает у них смартфон и что-то говорит по-башкирски.

Гульдар смеется и переводит:

– Она говорит, чтобы дети сначала выучили башкирскую песню, а потом только будут играть в свои телефонные игрушки.

Салима Нагимовна всю жизнь руководила фольклорным ансамблем «Гульназира», поэтому старается приобщить своих внуков к народной культуре. Те совсем не против. По моей просьбе они дружно исполняют песню, где есть слова о тепле родного очага и добрых бабушкиных руках, в которых всё всегда спорится.

Двое приемных детей сейчас живут вместе с Тагиром Муждабеевичем и Салимой Нагимовной, остальные уже обзавелись своими семьями, причем семьи эти, как правило, становятся многодетными.

– Зачем вам это надо? – задаю я банальный и обывательский вопрос.

Я имею в виду – зачем брать в семью приемных детей, если есть свои, причем их четверо?

– Люблю! – коротко бросает Салима Нагимовна, несколько недоуменно посмотрев на меня.

Много приходится слышать о том, что приемные семьи создаются исключительно для дополнительного дохода. Якобы для некоторых это денежное содержание становится основным заработком. А я предлагаю сторонникам подобных убеждений чаще бывать в таких семьях, чтобы увидеть, сколько труда, любви, терпения необходимо от родителей, чтобы, кроме своих, поднять на ноги ещё и приемных детей. Впрочем, повторюсь, что понятия «свои» и «чужие» в таких семьях не приемлются. Если родителями начинают двигать исключительно деньги, а не любовь, то ничего не получится! Любой самый тяжкий труд где-нибудь на северной вахте покажется сказкой по сравнению с теми усилиями, которые надо прилагать для создания благоприятной обстановки в приемной семье.

– К приёмным надо относиться даже лучше, чем к родным, – произносит Салима Нагимовна.

Она ставит на стол глубокую тарелку с бешбармаком и добавляет:

– А они для нас все родные…

– У меня самой пятеро детей, – рассказывает Гульдар, дочь Татлыбаевых, приехавшая в гости к своим родителям. – Мы никогда не делились на родных и приемных, все считаем себя родными братьями и сестрами. У нас замечательные родители. Они всем стремятся помогать: и знакомым, и незнакомым.

В доме у Татлыбаевых всегда много гостей.

– У нас на Новый год собралась почти вся семья, – рассказывает молчавший до этого Тагир Муждабеевич. – Тридцать девять человек! Пришлось около печки еще один стол ставить, чтобы всех усадить.

– О чем вы мечтаете? – спрашиваю у хозяев.

– Да мы и так счастливы! – произносит кто-то из них.

А Салима Нагимовна дополняет:

– Хочу, чтобы появились новые фотографии, – она показывает на домашнюю фотогалерею. – Чтобы Дарина удачно замуж вышла, чтобы Денис женился. Пусть у них тоже будут многодетные семьи. А у нас – ещё больше внуков.

Источник:
Татлыбаев, Т. М. Любовь прежде всего : [беседа с семьей Татлыбаевых из с. Шигаево / записал И. Калугин] / Т. М. Татлыбаев, С. Н. Татлыбаева. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2024. – 16 февраля. – С. 5.