Нелегкая женская судьба

Одна из печальных страниц истории репрессий 30-50-х годов прошлого столетия коснулась многих районов Башкирии: Белебеевского, Краснокамского, Стерлитамакского, Абзелиловского, Зианчуринского и других. В Белорецком районе было создано несколько спецпосёлков: Кузъелга, Нура, Тюльма и Ермотаево, куда в далёком 1931 году сослали семью Габдуллиных с тремя малыми детьми из деревни Тузлыкуш Белебеевского района.

В своей книге «Письма из Ермотании» член семьи репрессированных, участник Великой Отечественной войны, ветеран образования Максимов Игорь Павлович, которого, к сожалению, уже нет в живых, пишет: «В 1931-м пригнали сюда мужиков. «Валите лес, здесь жить будете!» – так сказали, и так стало. А летом 1932-го привезли их семьи. Выгрузили у подножья горы, между двух речек – Майгашли и Амбарки, в топь самую, в трясину. Три тысячи человек от мала до велика копошились, выбиваясь из сил, строили себе Эдем…». Прошло 85 лет с тех пор, но Ермотания, по сути, жива лишь в памяти, в сердцах людей. Сегодня там проживают всего пять человек.

Единственным очевидцем репрессий 30-50-ых годов прошлого столетия в Ермотаево является Канзия Фаткулловна Тухватуллина (в девичестве Габдуллина), которой 15 марта исполнится 90 лет.

Нелегкая женская судьба
Канзия Фаткулловна Тухватуллина

Природа одарила эту замечательную женщину не только обаятельной внешностью, но и природным умом, скромностью, порядочностью и исключительным трудолюбием. В своей нелёгкой жизни Канзия-апай испытала много трудностей и лишений, выпавших на её долю. В семье единственным кормильцем был отец, он работал на погрузке руды, был коногоном (была такая профессия в те далёкие годы). На Ермотаевском руднике добыча железной руды велась ручным способом. В те годы никакой техники не было и в помине, в руках рабочих – ручной бур, кайло, кувалда, лом, лопата. Это был каторжный, изнурительный труд. Канзию-апай в 1943 году взяли учиться в школу фабричнозаводского обучения № 10, которая располагалась в посёлке Тукан. Там она прошла шестимесячное производственное обучение по профессии моторист скреперной лебёдки и 29 мая 1944 года получила аттестат, выданный Главным Управлением Трудовых Резервов при Совнаркоме СССР. С первых дней учёбы молодая девушка начала работать мотористом и проработала на рудниках четыре года. Когда ей дали отпуск, она, не известив руководство, уехала к себе на родину и проработала один год в колхозе. В те годы дисциплина на производстве была жёсткой и любое нарушение строго каралось. За это нарушение Канзия Габдуллина была осуждена на 3 месяца тюремного заключения.

Отбыв наказание, она снова стала работать на руднике: до 1950 года возила вагонки с рудой на лошадях, была забойщиком. В том же году Канзия-апай встретила в Тукане симпатичного парня Магдана и вышла замуж. Вместе они прожили всю жизнь, вырастили четверых детей: старшая дочь Найля, сыновья-двойняшки Кабир и Камиль и младший Магафур. Канзия-апай уделяла своим детям много заботы и внимания, вырастила их трудолюбивыми, честными, порядочными людьми. На личном подворье семья держала большое хозяйство: три лошади, две коровы, 20-40 овец, кур, уток, гусей. Всю жизнь они трудились, не покладая рук. Вот уже шесть лет живет Канзия Фаткулловна без мужа, он скончался от тяжёлой болезни.

Тухватуллина Канзия Фаткулловна работала в Ермотаевской школе уборщицей, затем восемь лет трудилась в медпункте санитаркой в Ермотаево и Туканской участковой больнице. В любом коллективе она пользовалась всеобщим уважением, не зря народ сложил пословицу: «Не место красит человека, а человек место». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1945 года Тухватуллина Канзия Фаткулловна награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и юбилейными медалями.

Канзия-апай – оптимистичная натура. Она никогда не сидит без дела: в молодости пробивала занавески, потом вязала носки всей семье, пряла шерсть на самодельной прялке. Жаль, что к 90 годам стала плохо видеть без очков, пять лет назад ей сделали операцию на глаза. Но несмотря на преклонный возраст, она легко управляется с овцами, кормит их, поит речной водой.

Все дети и внуки души не чают в своей любимой и дорогой бабушке. Двери её гостеприимного дома открыты для всех. У неё 10 внуков и 5 правнуков, которые не забывают её. Сегодня из родных в живых остался только один брат Талгат, который живёт в Краснодаре, ему 81 год. Брат Хафиз не дожил до своего 95-летия полтора месяца, скончался 1 января 2017 года. Сестра Сания умерла вскоре после высылки в Ермотаево. Канзия-апай уверена в том, что люди не должны забывать историю того страшного времени, а потомки из поколения в поколение свято чтить память предков.

Низкий поклон Вам, Канзия-апай, за Ваше мужество и терпение, за Вашу память! От лица всех туканцев желаю Вам здоровья, радости! Спасибо, что Вы есть!

Источник:
Сергажина, Г. Нелегкая женская судьба : [единственным очевидцем репрессий 1930-50-ых гг. в Ермотаево является К. Ф. Тухватуллина, которой 15 марта исполнится 90 лет] / Г. Сергажина. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2018. – 13 марта. – С. 8.