Прожившие жизнь по приказу сверху
Прошло более 45 лет, как мы расстались. И уже почти полвека нет нашей родины – поселка Средняя Тюльма. Злой рок дважды жестоко прошелся по его жителям. Когда-то они подверглись сталинским репрессиям и были отправлены в специальное поселение, а затем, в 70-е годы прошлого столетия, по приказу свыше, было принято решение о закрытии населенного пункта.
Может быть, всё это было связано с созданием Южно-Уральского заповедника, возможно, с таинственными работами, которые велись под горой Ямантау. Но получилось так, что мы были просто вычеркнуты из истории одним росчерком пера, потеряли землю, ставшую родной. Многие были вынуждены покинуть свои дома. Уезжая, люди плакали, ведь они здесь жили, работали, дружили, создавали семьи, строили дома, растили детей. Сколько замечательных, даже уникальных людей жили в посёлке! Здесь была их Родина…
Мы уже давно стали взрослыми, y наших детей родились свои дети, уходят из жизни родители, близкие люди, друзья. Посёлок Средняя Тюльма стал лишь воспоминанием, вернее — одним из самых прекрасных воспоминаний в нашей жизни. Но иногда накатывает такая душевная тоска, что ты понимаешь, это ностальгия. Хочется сесть на проходящий поезд и поехать на свою родину. Хотя разумом понимаешь, что ехать-то некуда, только сердце не подчиняется разуму.
Почему мы вновь и вновь вспоминаем о Средней Тюльме, почему мы хотим увидеть, услышать, обнять своих земляков? Может быть, потому, что там остались самые счастливые годы нашей жизни, там прошло детство, живы мама и папа, там наша школа, друзья, там произнесено первое «люблю» и был первый поцелуй…. А, может быть, нас тянет туда потому, что таких нравственных, порядочных, хороших, дружных, щедрых людей мы уже больше нигде не встречали. Какие они были удивительные! Люди разных национальностей жили, как родные, искренне помогали друг другу, поддерживали в беде и делили радость на всех. А ведь им было очень нелегко. Перенеся столько унижений, издевательств, трудностей, горя, они сохранили человеческое достоинство. И я думаю, что наши внуки и правнуки должны знать о своих предках, об истории возникновения посёлка.
В 30-х годах прошлого столетия через хребет Нары под конвоем пригнали сюда так называемых врагов народа. Одним из островков ГУЛАГа оказался и Белорецкий район. Женщины, мужчины, дети, старики шли сюда пешком. Проделав изнурительный путь, они оказались y подножия хребта. Просто не укладывается в голове, как можно было оставить людей в сосновом бору, где не было жилья. Пока мужчины рубили лес на возвышенности, окруженной с трех сторон реками Тюльма, Аюаткан, Казаткyл, и строили жильё, женщины, дети, старики жили под открытым небом. Потом появились бараки, где в одной комнате жили по нескольку семей. Со временем бараков становилось всё больше. Переселенцам не хватало продуктов питания, одежды, обуви. Чтобы не умереть с голода, люди питались травами, выкапывали луковицы саранок и варили похлёбку. Смертность от голода была большая, каждый день приходилось хоронить несколько человек, их закапывали в общих ямах.
Люди пытались бежать, но конвой ловил и возвращал их обратно. Мой родной дядя, тогда молодой парень Макбуль Мyратов, решил тоже совершить побег, но был пойман, отсидел три месяца в Уфимской тюрьме, а потом его этапировали обратно в Тюльму. Бабушка со слезами вспоминала, что в лютый мороз Макбуля привели с обмороженными босыми ногами, обутыми в лапти. Неужели не было ничего человеческого y тех людей, кто конвоировал парня из Уфы в Белорецкий район? Или это просто были нелюди…
В посёлке была комендатура и специализированная охрана. Режим в спецпоселении действовал очень строгий, без разрешения коменданта нельзя было куда-то уходить. Когда стали привозить военнопленных и интернированных женщин, стало еще хуже, появились вышки с охраной и колючая проволока вокруг поселения.
Много лет минуло, и время что-то стёрло из нашей памяти. Но не забылись фамилии односельчан. Как вспышка из прошлого, всплывают события, появляются лица, казалось бы, давно забытых и ни в чем неповинных людей, обвиненных в несовершенных преступлениях. Неужели все они канут в небытие? Ведь история каждой семьи — это тоже страница в летописи нашей страны.
Справедливо говорят, что писатель живет в своих книгах, художник — в своих картинах. А все эти люди продолжают жить в наших мыслях и наших поступках. Поэтому мне хочется рассказывать о трагических судьбах тех, кто подвергся репрессиям, еще и потому, что почти все мои родственники оказались в их числе. К большому сожалению, все они уже ушли из жизни. А меня постоянно терзает один вопрос: «Почему мы так мало интересовались их судьбой?» Нам казалось, что времени у нас еще бесконечно много, мы всё успеем. Только жизнь прошла быстро. В архивных документах остались скупые факты: фамилия человека и приговор. А ведь это были живые люди. Наверное, они чувствовали свою вину перед своими детьми, перед их будущим, переживали о том, что мечтам их детей не дано было сбыться. Ведь на их документах стоял штамп: «Разрешено проживать в Белорецком районе». То есть там, где находились такие же специализированные поселения, в Кyзъелге, Капкалке, Нyре, Ермотаево, Нижней Тюльме, Верхней Тюльме.
Вспоминаю, как нас, детей врагов народа, в посёлке принимали в октябрята, пионеры, на праздниках мы шли строем по улице Средней Тюльмы и пели песни про Ленина и Сталина. От этих картинок памяти буквально накрывает волна разных чувств — от любви до ненависти. Какой бы ни была идеология общества, но формировали наше мировоззрение родители, люди с высокими духовными ценностями. Это они были для нас примером, давали уроки доброты, сердечности, отзывчивости, милосердия, справедливости… и любви к своей Родине. Да, да, любви к Родине! Хотя эта самая Родина так жестоко с ними обошлась.
Шло время, в посёлке стали валить лес в промышленных масштабах, нужны были дополнительные рабочие силы. Так появились вольнонаемные люди, которые приехали туда со своими семьями. Насколько y репрессированных был силен дух коллективизма, ведь приезжие становились частью одной большой семьи. Между ними никогда не возникало конфликтов. Со временем в посёлке возникли леспромхоз, лесхоз, заработала своя автономная электростанция, на берегу реки Аюаткан был построен кирпичный завод, появились конный двор, гараж, кузница, даже была своя пожарная часть, а также школа, медпункт, детский сад, два магазина и хлебопекарня, от которой шёл изумительный запах свежего хлеба (до сих пор помню, какая там была чистота). Был построен очаг культуры – клуб, который возводился по особому проекту. В нем были кинозал, сцена, гримерная, библиотека и фойе. В центре посёлка находилась контора, где стоял единственный телефон с ручкой. Чтобы дозвониться до Инзера, нужно было крутить эту ручку и кричать в трубку: «Алло! Алло! Это Ямашта? Дайте нам Инзер».
Жизнь шла своим чередом, люди работали, играли свадьбы, рождались дети. И все это оборвалось в 1974 году. Пришёл приказ закрыть посёлок. А что же люди? О них никто не подумал. Сейчас о той ушедшей в небытие лесной цивилизации напоминают названия урочищ, где буйно цветет иван-чай, тянутся ввысь деревья, восстанавливается естественная растительность горной тайги. И только сохранившиеся остатки домов напоминают о том, что здесь когда-то была наша Родина.
Большое спасибо хочу сказать Флюре Каюмовне Нагаевой за помощь, оказанную в составлении списка самых первых спецпереселенцев. К сожалению, по ряду причин он оказался неполным. Очень часто людей переводили с одного места на другое. Казалось, семьи начинали обживаться, а к ним в любое время могли прийти и отправить в Кyзъелгy, а оттуда, наоборот, кого-то отправляли в Среднюю Тюльмy. Это делали для того, чтобы переселенцы меньше общались друг с другом. Да, физически их можно было уничтожить, но морально – нет! Повторюсь, их нравственное мировоззрение, духовные ценности, их взаимоотношения, основанные на полной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь, нельзя было уничтожить.
Репрессированные посёлка Средняя Тюльма:
Арслановы, Архиповы, Антипин Иван, Беспаловы, Безделовы, Бубновы, Болдовы, Васильев Александр Михайлович, Васильев Ананий Игнатьевич, Воронковы, Голубевы, Галимовы, Диановы, Железновы, Журба, Жиляевы, Зыряновы, Ибрагимовы, Ивановы, Исламовы, Илаловы, Каримовы, Калимуллины, Кислов Павел Григорьевич, Ланцовы, Лезины, Ливашкины, Люльченко, Муратовы, Мироновы, Маленковы, Мамлеевы, Медведовы, Масютины, Мигранов Ахмет, Моторины, Марковы, Мельникова Александра Фёдоровна, Новиковы, Прокудины, Пряхины, Рожок, Репины, Роговы, Садыковы, Соснины, Стародубцовы, Ситдиковы, Тарасовы, Тимерхановы, Тибуновы, Халитовы, Фарраховы, Фомочкины, Фахретдиновы, Филипповы, Чепайкины, Янышевы.
Источник:
Горюхина (Юлмухаметова), М. Прожившие жизнь по приказу «сверху» : [воспоминания о спецпоселке Средняя Тюльма / записала Н. Кималова] / М. Горюхина (Юлмухаметова). – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2021. – 16 марта. – С. 6.