Человек огненной профессии

Настоящий мужчина, какой он? Ответ на этот вопрос в разные времена звучал неодинаково. Но совершенно точно знаю, что героем любого поколения считался мужчина, способный на подвиг, имеющий твердый и решительный характер, ум и недюжинную выдержку. Именно с таким мужчиной мне посчастливилось познакомиться почти 40 лет назад, когда я впервые приехала в Белорецк. Речь идет об отце моего мужа Иване Михайловиче Копьеве.

Человек огненной профессии
Иван Михайлович Копьев

Иван Михайлович прожил долгую и трудную жизнь. Он коренной белоречанин и потомственный металлург. Осенью 1940 года, когда он учился в шестом классе, его перевели в школу ФЗО, а вскоре Иван был зачислен в ремесленное училище, где постигал теорию и практику слесарного дела. Изучение теории оказалось недолгим, началась Великая Отечественная война, и вместе с другими ребятами из группы Ивана направили на работу сначала в доменный, а затем в 5-й канатный цех БМК.

В августе 1942 года белорецкий паренек, которому не было еще и 16 лет, был командирован в Челябинск на строительство ТЭЦ, а оттуда на ЧТЗ – знаменитый Челябинский тракторный, который выпускал танки для фронта. Работали круглые сутки, ночевать зачастую приходилось прямо в цехе. Иван, как и все, не доедал и не досыпал. Однажды растущий организм парня не выдержал, и он прямо в цехе упал в голодный обморок.

Из Белорецка одна за другой пришли страшные вести: в январе 1943-го под Ленинградом погиб отец, а в феврале того же года в Ростовской области убили старшего брата Петра, который в 18 лет ушел на фронт добровольцем.

17-летний Иван принимает решение идти на фронт, подает заявление в Тракторозаводской райвоенкомат Челябинска и 26 июня 1944 года уходит на войну (не перестаю удивляться, как рано взрослели тогда ребята, вот они – настоящие герои).

Надо сказать, что дед, а именно так с появлением в семье внуков его стали называть все мы, не любил рассказывать о войне, да и вообще по складу характера он был немногословным, что, я думаю, также является отличительной чертой настоящего мужчины. Лишь из скупых воспоминаний, которыми он делился с нами в День Победы, почитаемый в нашей семье как самый главный праздник, да из немногочисленных строк наградных листов, которые внуки раскопали в Интернете, сложилась цельная картина боевого подвига рядового Копьёва.

В составе 416-й стрелковой Таганрогской Краснознаменной дивизии автоматчик Иван Копьёв с октября 44-го воевал на 3-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах. Он участвовал в стратегически важной Висло-Одерской операции. Десять дней ожесточенных боев, огромные потери личного состава — так далась переправа через Одер. Дед вспоминал, что он, плывший на первом плоту, под непрерывными разрывами снарядов, при страшном рёве фашистских бомбардировщиков, оглянулся и увидел огромный столб воды и обломки идущего следом плота. От прямого попадания снаряда погибли все, кто на нем был.

За участие в этой операции красноармеец Копьёв Иван Михайлович был награжден медалью «За отвагу».

Судьба благоволила рядовому Копьёву, пули и осколки обходили его стороной. Шинель, вещмешок, даже солдатский ремень были посечены осколками, а один из них застрял в каблуке солдатского сапога, а на теле – ни царапины.

Так было и на Зееловских высотах, и на улицах Берлина, куда 5-я ударная армия под командованием генерала Берзарина, в которую входил стрелковый полк, где служил наш дед, ворвалась ранним утром 21 апреля 1945-го. Предстояло форсировать реку Шпрее и закрепиться на другой стороне. Фашисты отчаянно сопротивлялись. Солдаты шли в бой, не надеясь остаться живыми. Во втором батальоне погибли все, в остальных также были огромные потери, но боевую задачу бойцы выполнили.

26 апреля полк, пополненный новыми силами, направили в центр Берлина к Бранденбургским воротам. Бои тогда велись за каждый дом, этаж, подвал. Сверху били немецкие снайперы. И здесь красноармеец Копьёв вновь отличился. За свой последний бой он был представлен к ордену Красной Звезды.

В наградном листе так описывается подвиг солдата: «Тов. Копьёв в уличных боях с немецко-фашистскими захватчиками за овладение городом Берлином проявил мужество и боевую отвагу. 2 мая 1945 года во время штурма Шассе палац, действуя в составе штурмовой группы, первым ворвался в подъезд и автоматным огнем уничтожил двух снайперов, привел в плен 11 немецких солдат, чем обеспечил свободное продвижение стрелковых подразделений».

Человек огненной профессии
Иван Михайлович Копьев (слева)

Война закончилась, но в родной Белорецк солдат Копьёв вернулся только в октябре 1950-го, отслужив более пяти лет командиром орудия в танковом полку, который дислоцировался в Армении. Его маме, Ксении Николаевне, не удалось увидеть сына. Так случилось, что буквально за несколько часов до его возвращения в родной дом мама умерла. Это событие настолько потрясло бывалого солдата, что он с горечью вспоминал об этом до самой своей смерти. Как оказалось, это было не последнее горе, которое довелось пережить нашему деду.

Вскоре после своего возвращения из армии Иван женился, только счастье оказалось недолгим: любимая Маруся тяжело заболела и умерла, оставив на его руках двух малолетних сыновей – 10-летнего Юру и совсем маленького Сашеньку, которому не было и четырех. Трудно представить, что пришлось пережить нашему деду, но он не сломался, не очерствел душой.

Нашлась женщина, вдова с двумя детьми, которая смогла стать настоящей матерью и его детям. А Иван Михайлович, в свою очередь, стал настоящим отцом ее детям, не допуская различий по отношению к ним и к своим детям. Все они были для него родными, также, как и внуки.

Не только в бою, но и в труде наш Иван Михайлович не искал легких путей. Больше 20 лет своей жизни он отдал Белорецкому металлургическому комбинату. В 1952 году пришел в прокатный цех, с 59-го стал вальцовщиком, затем старшим вальцовщиком стана-260 горячей прокатки. Оттуда в 1976 году ушел на пенсию.

Про таких, как наш Иван Копьёв, говорят: человек огненной профессии. Тот, кому хоть раз удалось побывать в старой прокатке комбината, думаю, со мной согласится. Иван Михайлович и на работе, как на фронте, всегда был на передовой. На протяжении многих лет он был «Ударником коммунистического труда», его портрет неоднократно висел на Доске почета предприятия.

При всех своих боевых и производственных успехах он оставался человеком очень скромным. На парад Победы только по нашей настоятельной просьбе прикалывал на костюм ордена Красной Звезды и Отечественной войны, как будто стеснялся быть хотя бы чуть выше других фронтовиков. Дед считал, что все, кто прошел горнило войны, достойны наград.

Иван Михайлович был человеком огромной выдержки. Никогда не жаловался, не ходил по врачам, хотя последние годы здоровье, подорванное войной и работой в прокатке, давало о себе знать. Когда на 85-м году жизни наш дед скончался, оказалось, что в поликлинике никогда не было его амбулаторной карты.

Вот таким он был, настоящий мужчина, герой-фронтовик, человек огненной профессии, любящий отец и дед Иван Михайлович Копьёв.

Источник:
Копьева, Н. Человек огненной профессии : [участник Великой Отечественной войны И. М. Копьев] / Н. Копьева. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2019. – 22 февраля. – С. 4.