Дошел до Берлина
Иван Павлович Фадеев, ветеран Великой Отечественной, бывший токарь Тирлянских локомотиворемонтных мастерских железнодорожного цеха, в свои 95 лет с боевым задором готовится встретить День Победы!
В 1941 году семнадцатилетним пареньком Иван Фадеев работал в артели «Жестянщик» в поселке Тирлян. Здесь и получил первый военный заказ: делал для фронта лопаты, специальные крюки для крепления саней и походного оборудования, хлебные формы, котлы и прочее. Инвентарь отправляли по железной дороге на станцию Запрудовка и дальше – на фронт.
В сентябре 1942 года Ивана Фадеева призвали в ряды вооруженных сил и направили в Тоцкие лагеря, где он обучался военному делу. Боевое крещение сержант Фадеев принял в марте 1943 года под Старой Руссой в составе 34-й армии Северо-Западного фронта войск противовоздушной обороны. При появлении в небе вражеских самолётов он немедленно докладывал командиру, а зенитчики успешно отражали атаки с воздуха. В конце 1943 года был ранен в ногу, по выздоровлению продолжил службу в своей части на Первом Белорусском фронте, затем его перевели связистом в 283-й артиллерийский полк.
– Войну закончил у стен Рейхстага, – рассказывает Иван Павлович. – С первого на второе мая немцы сообщили нашему командованию: «Прекратить огонь. Мы сдаёмся». Второго мая я вместе с остальными солдатами стоял вдоль дороги около Бранденбургских ворот. Пленные немцы выходили группами и кричали: «Сталин гут, Гитлер капут!».
Радости не было предела! А потом еще объявили приказ В. М. Молотова, что за взятие Берлина каждому солдату разрешается отправить домой по две посылки. Я отправил родителям сапоги, ботинки, брюки и часы. Они и сейчас хранятся в семье.
В пригороде Берлина, где Иван Павлович готовился к параду Победы, произошла неожиданная встреча односельчан-тирлянцев.
– Шел по дороге после купания в озере и услышал знакомый голос, – вспоминает Иван Павлович. – Приостановился и узнал Ивана Ивановича Лахмостова, с которым нас в один день на фронт отправляли. Мы доложили командиру о встрече, нам разрешили увольнительные и даже немного спирта во фляжку налили. Взяли мы закуску и сели под кустиком. Тепло и душевно поговорили, переписку с родными вспомнили. Он служил связистом в зенитном полку и тоже готовился к параду Победы.
Из-за полученного ранения медицинская комиссия не допустила Фадеева к участию в параде Победы, его отправили домой.
– В августе 1945 года с фронта в Тирлян я вернулся первым, – продолжает Иван Павлович. – Вышел из вагона на станции, на груди – орден Красной Звезды, Гвардейский знак, медали «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией». Из депо и станции высыпали рабочие и дружно поздравляли с возвращением домой.
Большую часть жизни Иван Павлович трудился токарем колесного участка Тирлянских локомотиворемонтных мастерских ЖДЦ БМК. С уважением о Фадееве вспоминает бывший бригадир участка Александр Фролов:
– Иван Павлович работал на карусельном и колесотокарном станках и был самым грамотным специалистом и наставником, учил тонкостям приточки вплоть до миллиметра, посадки и обработки осей, колес и бандажей колёсных пар тепловозов и вагонов узкой колеи. Точность была необходима для безопасности движения поездов.
В начале восьмидесятых годов мы получили польский колёсотокарный станок RAFAMET для колёс подвижного состава нормальной колеи. Иван Павлович придумал приспособление, вместе провели модернизацию и освоили на RAFAMET обточку колёсных пар узкой колеи. Станком пользовались вплоть до закрытия железной дороги узкой колеи.
У Ивана Павловича большая дружная семья: три дочери, пять внуков, девять правнуков и два праправнука. Рассказ об участнике войны хочется завершить словами его внука Юрия Кобелькова:
– Мне достаточно одного взгляда на деда, чтобы его понять. Для меня он лучший друг и дед на свете!
Источник:
Фадеев, И. П. Дошел до Берлина : [беседа с ветераном Великой Отечественной войны И. П. Фадеевым / записала Л. Круглова] / И. П. Фадеев. – Текст : непосредственный // Металлург. – 2020. – № 17. – С. 4.