Друзья на всю жизнь

Друзья на всю жизнь
Павел Васильевич Шерстнёв

В восемнадцатилетнем возрасте Павел Шерстнёв был призван в армию и 18 августа 1942 года отправлен в 76-й запасной артиллерийский полк, где был курсантом полковой школы (Тоцкие лагеря). После её окончания был назначен командиром отделения и с ноября 1942 года по ноябрь 1945 служил в 155-м артиллерийском полку командиром 76-миллиметрового орудия.

Старший сержант Павел Шерстнёв прошёл всю войну, был участником Курской битвы, награждён орденом Славы III степени. За мужество и героизм, проявленные при освобождении Европы, награждён медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией» и другими.

– В армию отца призвали вместе с его односельчанином и другом – Ильёй Кочетовым, служили они вместе, – рассказывает дочь Павла Васильевича Наталья Толстикова. – Хорошо помню одну историю, поведанную нам папой. Однажды зимой, во время одного из ожесточённых боёв с фашистами, папиного друга контузило от разорвавшегося снаряда и с головой засыпало землёй вперемежку со снегом, из-за чего он отморозил ноги. Отец после боя нашёл и откопал его, но передать в отставший от наступающих войск военный передвижной госпиталь возможности не было. Отлучиться из своей части отец не мог, как и оставить товарища на произвол судьбы. Наступление продолжалось, кругом шли бои, рвались снаряды, линия фронта стремительно менялась под контратаками. Понимая, что друг может погибнуть, отец, оказав ему первую помощь, соорудил из досок подобие санок, уложил на них Илью, тепло укрыл и вёз за собой с наступающими войсками трое суток. Всё это время он его поил, кормил и перевязывал. Когда часть догнал передвижной госпиталь, передал медикам.

У Ильи Кочетова оказался крепкий организм и, несмотря на сильное обморожение, врачам удалось спасти ноги. Он, как и папа, прошёл всю войну и вернулся домой.

Папа и Илья после войны стали неразлучными друзьями, жили по соседству в Тирляне, дружили семьями.

Отец никогда не пил и не курил. Даже положенные на войне фронтовые сто граммов обменивал на кусочки сахара: видимо, сказывалось тяжёлое детство, когда сладости были большой редкостью.

Возвращаясь домой с войны в 1947 году, он думал о близких и привёз маме и двум сёстрам по крепдешиновому платку.

Старший брат отца Леонтий Шерстнёв пропал без вести, и отец долго искал о нём сведения, подавал запросы в архивы, но ответа так и не получил. Своего старшего сына — моего брата — он назвал в его честь Леонтием.

Источник:
Толстикова, Н. Друзья на всю жизнь : [воспоминания об участнике Великой Отечественной войны П. В. Шерстнёве (1924-1997) / записал А. Воробьев] / Н. Толстикова. – Текст : непосредственный // Металлург. – 2020. – № 13. – С. 10.