Глазами очевидцев (ветеран Великой Отечественной войны Н. М. Зверев)

Глазами очевидцев. Ветераны Великой отечественной войны рассказывают о том, что им пришлось пережить…

Глазами очевидцев (ветеран Великой Отечественной войны Н. М. Зверев)
Николай Михайлович Зверев

– 25 декабря 1942 года мне исполнилось 17 лет. Через полтора месяца призвали в армию и направили в полковую школу на территории Оренбургской области, где готовили младших командиров. Видимо, в связи с Курской битвой нас выпустили досрочно и, не присвоив званий, рядовыми отправили на фронт.

Я не успел понять, что такое настоящий бой, как меня тяжело ранило. Большинство пехотинцев на той войне попали под снаряды или мины, не успев увидеть противника. Плохо мы воевали, что там говорить. Потерь с нашей стороны намного больше было. Даже окончив полковую школу, выпускники иногда не знали простых вещей. Ползу я под огнём к дереву, чтобы укрыться за его стволом, а мне из воронки пожилой мужик-пехотинец кричит: «Сынок, ты куда? Ползи ко мне». Он лежал в глубокой яме на ровном месте и, когда я скатился к нему, продолжил: «Запомни, никогда под отдельным деревом не прячься: оно ориентир для всех стреляющих».

В первое время я едва на тот свет не попал. Сидели бойцы на передовой, ждали старшину с обедом. Время подошло, а еды всё нет. Как самого младшего, отправили меня на поиски задержавшегося обеда. Встретил старшина дружелюбно, налил стакан водки, накормил, завершил свои дела, и мы втроём на подводе поехали к бойцам. Дальнейшее происходило, будто в кошмарном сне. Не то шальной снаряд рядом рванул, не то на мину напоролись, только уловил я страшный удар, всё вокруг содрогнулось, и мы все оказались на земле. Старшину нашего сразу убило, меня тяжело ранило в ногу. Ездовой – счастливчик – чуть поцарапался.

Лечился в госпитале, ногу покалечило так, что она стала на пять сантиметров короче. После того как рана затянулась, отправили снова на фронт. Наверное, посмотрели документы и решили, что мой недостаток не помешает помогать другим в качестве санитара. И ГСО сдал, и полковую школу окончил.

Назначили меня санинструктором взвода. «Санитарил» на передовой до следующего ранения: через полторы недели ударил в руку осколок, и снова на лечение.

Переквалифицировали меня в радиста-корректировщика. От этого специалиста в войсках зависит многое. Точная работа уложит снаряды на головы противника, на танки, на орудия. Неточная может тоннами металла пропахать чистое поле, а уцелевшие огневые точки потом погубят наших солдат. Противник корректировщиков не любит, и стоит только выдать себя, жди снаряды и пули. В сентябре 1944 года за удачную корректировку меня наградили орденом Красной Звезды.

Источник:
Зверев, Н. М. Глазами очевидцев. Ветераны Великой Отечественной войны рассказывают о том, что им пришлось пережить… : [воспоминания ветерана Великой Отечественной войны Н. М. Зверева] / Н. М. Зверев. – Текст : непосредственный // Металлург. – 2018. – № 18. – С. 10.