Как гармошка жизнь спасла

В год празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне и в День военного связиста о своем дедушке рассказывает ведущий специалист управления информационных технологий Белорецкого металлургического комбината, известный реставратор и коллекционер Дмитрий Николаев. Кстати, часть его экспонатов находится в экспозиции музеев БМК и автошколы ДОСААФ России.

Как гармошка жизнь спасла
Леонид Афанасьевич Крестьянинов

– Мой дед Леонид Афанасьевич Крестьянинов родился в городе Вятке в 1923 году. Был гармонных дел мастером, вся семья занималась изготовлением гармошек. По тем, довоенным, временам они жили зажиточно, и однажды на их семью написали донос. «Добрые» люди сообщали, что на заводе Крестьяниновы не трудятся, а обогащаются за счёт гармошек, которые и правда были дорогими. Узнав о доносе, семья быстро собрала свой скарб, села на первый поезд и уехала из родных краёв в глухие дали, считая, что там их не найдут. Так Крестьяниновы доехали до Урала и, пересев на узкоколейку, оказались в Белорецке. По их мнению, это и была та самая глушь.

Здесь они построили землянку, начали обзаводиться хозяйством, обживаться и продолжать семейное дело – производить гармошки.

Потом началась война, мужчин призывали на фронт. В военкомате деда спросили, что он умеет делать лучше всего. На что он ответил: «Я гармонный мастер». Сопоставив изготовление музыкальных инструментов с отменным слухом, деда направили на фронт связистом. Как рассказывал Леонид Афанасьевич, на тот момент он и сам не понял, как оказался в войсках связи. Служил достойно, воевал за свой народ. Был ранен, лежал в госпитале.

Все знают, что люди того поколения не особо любили рассказывать о тяготах войны и о том, что им пришлось пережить. Мой дед – не исключение. Наград за время военных действий у него практически не было. В нашей семье хранится орден Отечественной войны II степени рядового-связиста Леонида Крестьянинова. Он вручался за особые заслуги на полях сражений. К примеру, лётчикам нужно было сбить определённое количество вражеских самолётов, морякам – привести вражеский корабль в свой порт. А вот связистам на полях сражений было необходимо налаживать связь. И если бойцу удавалось обеспечить связь крупным войсковым соединениям, он также мог получить эту награду. Так вышло с моим дедом.

Во время боя для наладки связи отправили одного связиста. Тот не вернулся, второй тоже. Затем пошёл дед. Он был мужиком крепким, внимательным, да ещё и с хорошим слухом.

«Наступление начинается. Русские, немцы, все перемешались – война, а связь надо срочно наладить, – вспоминал Леонид Афанасьевич. – Ползу, вижу: в воронке товарищ убитый лежит, дальше ползу – второй убитый. Продолжаю движение, вижу солдата. Разобрать сложно: то ли немцы, то ли наши. Ближе подползаю, слышу: играет на губной гармошке. Точно! Немцы! Обошёл я их аккуратненько и наладил связь вовремя».

Вот так умение разбираться в гармошках и хороший слух спасли жизнь не только моему деду, но и другим нашим бойцам. За это и наградили Леонида Крестьянинова орденом.

Вернувшись с фронта, дед продолжил главное дело своей жизни. Он не только ремонтировал, но и делал хорошие копии концертных гармоней. Стоили инструменты довольно дорого, продавал дед их в соседнем Магнитогорске. Можете не верить, но это гармошки позволили ему дать детям высшее образование и содержать семью. Мама моя училась в педагогическом институте, её брат – на юридическом факультете.

Так и занимался гармонным делом дед до последних дней. Когда ему стало трудно выпиливать вензеля на крышках инструментов, дед научил меня это делать. Неделями я сидел и тщательно прорабатывал каждый завиток по шаблону, сделанному дедом. За что получал жалованье и чувствовал себя самым счастливым и богатым человеком. На первые заработанные деньги купил себе мопед.

Я многое умею делать, и учил меня разным премудростям Леонид Афанасьевич Крестьянинов. Первый опыт реставрации я тоже получил у деда. Он любил красиво, как сейчас говорят, стильно одеваться. Любил путешествовать. И мне это тоже передалось! А ещё дед научил упорству в достижении поставленных целей. У него был брат, который в годы войны пропал без вести. Леонид Афанасьевич искал его долгие годы, и лишь в середине 80-х ему сообщили, в какой братской могиле был похоронен брат.

Я благодарен деду не только за Победу, но и за всё, что он сделал для своей семьи, чему научил нас. Низкий поклон всем защитникам нашей Родины! – завершил рассказ внук ветерана.

На встречу он принёс несколько фотографий деда, письма сослуживцев, с которыми дед постоянно общался. А ещё Леонид Афанасьевич Крестьянинов был активным членом ветеранской организации. В 90-е годы (в том числе и на взносы участников войны) был поставлен памятник на Поклонной горе. Об этом свидетельствует письмо Президиума Совета ветеранов воинов-однополчан 12-го гвардейского танкового корпуса.

Не стало Леонида Афанасьевича Крестьянинова в 1992 году, но память о нём бережно хранят его дети, внуки и правнуки.

Источник:
Николаев, Д. Как гармошка жизнь спасла : [воспоминания об участнике Великой Отечественной войны Л. А. Крестьянинове / записала Н. Борисевич] / Д. Николаев. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2020. – 20 октября. – С. 6.