Летопись войны в жизни одного солдата
Начало истории о моём деде, гвардии майоре Кирилле Даниловиче Бардине до банальности проста.
Россия на пороге великой революции. В 1915 году в селе Авзян в простой крестьянской семье Бардиных родился сын Кирилл. Его отец, участник Первой мировой войны, владел несколькими кузницами и трагически погиб в 1919 году. После этого мой дедушка с мамой и братом Владимиром, который в будущем станет участником сражений за блокадный Ленинград, переехали в 1920 году в село Зигаза.
Моего дедушку сразу после свадьбы с бабушкой Дусей в 1937 году призвали в ряды Красной Армии.
В силу разных политических взглядов многие «доброжелатели» пытаются переписать историю 75-летней давности, но я, как сын своего отца Бардина Виктора Кирилловича и внук своего деда, расскажу правдивую историю о тех трагических годах из первых уст. Не буду много писать о наградах и подвигах, ведь каждый участник Великой Отечественной войны был и остается героем и победителем!
Рассказ я буду вести от первого лица, думаю, мой дед начал бы так:
«Я, Бардин Кирилл Данилович, в сентябре был призван в ряды Красной Армии. По распределению попал в артиллерийские войска. Во время принятия присяги получил винтовку Мосина. Так и началась летопись моей великой войны. Действительную службу начал с передислокации наших войск в западные области Белоруссии, там и продолжилась моя служба до событий на Дальнем Востоке. Весну 1939 года я встретил на Халхин-Голе.
Эта переломная локальная война стала одной из главных причин отказа от нападения Японии на Советский Союз до начала Великой Отечественной войны».
Внесу ремарку от себя из дня сегодняшнего: к сожалению, мне многие страницы военной жизни моего деда неизвестны, потому что я не застал его при жизни, но правда всегда одна: мы победили! Правда, до этого счастливого момента в моем рассказе еще долгих 5 лет.
Историю продолжу от имени моего деда Бардина Кирилла Даниловича, ведь если память жива, жив и человек:
«О войне я узнал на Белорусском фронте в звании командира противотанковой батареи. События с каждым днем набирали обороты, меня и моих боевых товарищей перебрасывали с одного места дислокации на другое. В 1943 году в звании старшего лейтенанта батареи 1510-го истребительного противотанкового артиллерийского полка мы вели бои на Первом Украинском фронте. Август был тяжелым, каждый клочок земли отвоевывался с трудом и большими потерями. После этого была Белоруссия (1944 год), Третий Белорусский фронт. Летом – ожесточённые бои за освобождение города Молодечно в звании гвардии капитана, командира Первого гвардейского отдельного мотоциклетного батальона Третьего гвардейского механизированного Сталинградского корпуса. С моими товарищами мы наступали и приближали с каждым днем, в каждом прожитом часе Победу.
Май 45-го мой артиллерийский полк встретил в Эстонии, в городе Тарту, но для меня и личного состава полка на этом война не закончилась. Партизанская война только набирала свои обороты.
Эстонские солдаты и офицеры вермахта, а также дивизии войск СС продолжали скрываться в окрестных лесах. В скором времени они – остатки той оккупационной нации – стали называть себя «Лесными братьями».
Одна история моей семьи случилась именно в Тарту. На первом этаже дома находился штаб дивизии наших войск, а на втором жили семьи офицеров, в том числе и я со своей женой Дусей, которую забрал с собой в Эстонию после полученного отпуска в честь Победы.
Ситуация в городе с первых дней нашего нахождения была неспокойная, с каждым днем партизаны производили все больше и больше вылазок для дестабилизации обстановки. «Лесные братья» обстреливали военные автоколонны и совершали нападения на патрули, предпринимали налеты на волостные исполкомы и убивали членов советского партийного актива. Группы нападавших были немногочисленные, от 5 до 15 человек.
Летним вечером 1946 года моя жена готовила ужин. Всё было спокойно, ничего не предвещало беды. Вдруг раздались выстрелы и разрывы гранат, все, кто находился на первом этаже нашего дома, были ранены, весь штаб был расстрелян. Партизаны вели обстрел из крупнокалиберного пулемета, но не учли тот момент, что весь личный состав в это время сидел на стульях, шло оперативное совещание, поэтому пули в большинстве своем просвистели над головами. После ожесточенной ночной перестрелки еще несколько дней мы зачищали город Тарту от этих последышей фашистского прошлого.
Вернулся я домой в 1947 году. У каждого из нас, будь то рядовой, сержант или генерал, все военные годы была одна цель – Победа».
Я считаю, так бы закончил рассказ дед, гвардии майор Бардин Кирилл Данилович. У него было много наград, среди них два ордена Красного Знамени, орден Красной Звезды, медаль «За отвагу». Все они бережно хранятся у нас в семье.
После войны началась мирная трудовая жизнь, но на самом деле не менее ответственная и серьезная. В разные годы мой дед работал председателем Союза леса и сплава, начальником Ремстройконторы и руководителем ЖКО домоуправления № 3 Белорецкого металлургического комбината, откуда в 1976 году вышел на заслуженный отдых.
Война подорвала его здоровье, сказались неоднократные боевые ранения и моральная ответственность, которую чувствовал каждый солдат перед своими родными и близкими. Моего дедушки не стало в ноябре 1978 года.
Рассказывая историю одного солдата нашим детям, мы сохраняем память, которая должна жить вечно! Без прошлого никогда не будет будущего.
Источник:
Бардин, С. Летопись войны в жизни одного солдата : [об участнике Великой Отечественной войны К. Д. Бардине] / С. Бардин. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2020. – 3 апреля. – С. 7.