«Не раз вступал в бой с врагом»

В памяти Василия Павловича Осокина четыре года один месяц и один день Великой Отечественной войны оставили неизгладимый след. События яркими картинками встают перед глазами ветерана.

Родился и вырос я в Узяне, – вспоминает Василий Павлович. – Проучился пять лет в школе, а потом папа забрал меня на молотьбу. Отец всегда стоял у барабана, дышал пылью – в итоге заболел туберкулёзом, и врачи порекомендовали переехать в город, где лечение было лучше. Так в 1936 году мы попали в Белорецк. Мне было уже 14 лет, и я устроился на комбинат местной промышленности учеником жестянщика.

Трудовая деятельность молодого парня была прервана войной. Василий ушёл на фронт добровольцем.

– Мы прошли комиссию, и 10 октября 1941 года я отправился служить в парашютно-десантных войсках, – рассказывает герой публикации. – Обучение проходили под Москвой. Готовили нас серьёзно: каждый мог командовать взводом, ротой и даже батальоном. В июле 1942 года на Дону мы вступили в бой с врагом, я получил ранение, потерял много крови. Всех раненых пешком отправили в Камышин, в госпиталь.

Затем из поправившихся бойцов сформировали полк и отправили в Сталинград. Организовывали противотанковый батальон, и, когда бойцы были набраны, мы поехали на тракторный завод. После столкновений с противником наша, 233-я, дивизия была обескровлена: например, из сорока ружей в батальоне осталось всего пять. И всё же перед нами была поставлена задача – окружить Сталинград. Через три дня дивизия сомкнулась в кольцо, и с ноября 1942 года вплоть до 2 февраля 1943 года мы шли в наступление.

Стояли морозы, мы всё время лежали в снегу. Однажды меня вызвал командир батальона и дал приказ: взять термос с супом, две буханки хлеба и накормить взвод, который находился в пятидесяти метрах от немцев. Термос водрузил на спину, хлеб – в вещмешок, и под покровом ночи пополз к нашим. Когда они меня увидели, не поверили, что я смог добраться. Командир взвода уговаривал остаться, но приказа такого не было: я пошёл назад. В небо постоянно взмывали ракеты, как только они гасли, я продвигался вперёд. Потом мне надоело, я вскочил и побежал. С трёх сторон застрекотали пулемёты: пули летят, но меня не задевают. Упал, отдышался. Думаю: «Ну, теперь-то вы точно меня не возьмёте!», – и опять припустил. Добрался до наших, а комбат уже думал, что немцы меня взяли. Осмотрели меня, а я целёхонек: маскхалат превратился в лохмотья, да шинель, обёрнутая вокруг ног, была прострелена в нескольких местах.

Как только Сталинград был отвоёван, я в составе пехоты отправился на Курскую дугу. После кровопролитных боёв мы освободили Белгород, передислоцировались на Украину. Под Харьковом произошёл такой случай. Мы прогнали немцев из траншеи и нашли там новенький патефон. С другим командиром взвода решили проверить аппарат в деле. Отвели людей подальше, поставили патефон на бруствер и завели. Он как заорёт! Немцы давай из миномётов бить. Мы переждали, подкрались – смотрим, а патефон перевернулся, но уцелел. Мы опять тот же трюк проделали. Враг ещё пуще прежнего стал закидывать нас минами. В этот раз патефон не выдержал – разбился. Только всё закончилось, бежит связной: мол, что вы тут устроили, вас же убить могли. А мы в ответ: «Ничего, немцу музыку играли».

Вся грудь у Василия Павловича в орденах и медалях. Две медали «За отвагу» он получил за ночные бои.

– Орден Красной Звезды заработал в Венгрии, – говорит участник войны. – Под Кечкеметом нашу роту отправили на аэродром. Мы перебили охрану, несколько человек захватили в плен, половина немецких лётчиков угнали «кукурузник» и бежали. Оказалось, что наш полк попал в окружение, и был дан приказ сжечь все самолёты. Оружием поджечь не удалось — на помощь пришли соломенные подушки и матрацы из общежития для лётчиков. Все 27 единиц летательной техники горели!

Там же, в Венгрии, Василий Павлович едва не стал Героем Советского Союза за успешное форсирование реки Тисы. Но позже выяснилось, что выше по течению через реку переправлялся другой полк. Лейтенант, командовавший им, и получил это почётное звание. Герой публикации был награждён орденом Отечественной войны 2-ой степени.

Сталинград, Курская дуга, Украина, Румыния, Молдавия, Венгрия, Австрия – всё это пункты военного пути Василия Павловича.

– В конце концов я попал в Чехословакию, оттуда меня отправили на озеро Болотон (Венгрия), где организовывали центральную группу войск для отправки людей домой, – продолжает герой публикации. – Сначала – женщин, потом – стариков, затем – тех, у кого было больше трёх ранений. Я был ранен четыре раза, поэтому в октябре 1945 года подошла моя очередь.

11 ноября Василий Павлович прибыл в Белорецк, где ждала девушка, проводившая его на фронт.

– Фотография Кати всегда была со мной: сначала я вклеил её в партбилет, а потом – в красноармейскую книжку, – улыбается ветеран. – Всю войну она спасала мне жизнь. А после мы с Екатериной Ивановной уже не расставались: 68 лет пролетели как один день.

Недавно Василий Павлович отметил своё 95-летие. Он по-прежнему бодр духом, полон оптимизма и жизнелюбия. Нам от всей души хочется пожелать ему крепкого здоровья, долголетия и больше радостных, солнечных моментов!

Источник:
Осокин, В. П. «Не раз вступал в бой с врагом» : [беседа с ветераном Великой Отечественной войны В. П. Осокиным / записала А. Матвеева] / В. П. Осокин. – Текст : непосредственный // Металлург. – 2017. – № 5. – С. 2.